4 недели я наблюдал, как люди вокруг друг друга убивают. Но я видел это же и за 4 недели до появления инфекции. Я видел такое еще и прежде: люди всегда себя убивают. Это не новость. А потому, на мой взгляд, жизнь течет в обычном русле.
Майор Генри Уэст
Полицейский лупит дубинкой лежащего на земле человека. Бородатого мужика повесили прямо на городской площади. Кого-то забивают камнями. Кто-то стреляет прямо в толпу людей.
Все это кадры, демонстрируемые нон-стоп прикованной к столу обезьяне с вживленными в голову электродами. Остальные приматы мечутся в своих клетках. Через 10 минут в лабораторию, где это происходит, врываются люди в черном, пытаясь облегчить участь животных, но тем самым обрекая себя на смерть — никто и не подозревал, что кроме психологических исследований, там проводились еще и бактериологические, также как и исследования вирусных инфекций.
28 дней спустя: абсолютно обнаженный молодой человек лет двадцати, курьер Джим, очнулся на койке в одной из Лондонских лечебниц. Недолго думая, вырвав из руки капельницы, он идет по опустевшей больнице, с опрокинутыми стульями и разбитыми автоматами по выдаче снеков и Пепси™. Отхватив в полиэтиленовый пакет десяток банок Пепси™, он выходит на улицу, которая также абсолютно пуста. Передвигаясь на своих двоих, он добирается до церкви, где обнаруживается очередное открытие: на самом деле, город не вымер.
Непонятные агрессивные создания, напоминающие людей, нападают на него, заставляя ретироваться. В ходе преследования, зомби сгорают в адском пламени, а главный герой оказывается в компании двух чудом выживших молодых людей — Марка и Селены. Вместе с ними он отправляется в дом своих родителей, чтобы узнать их судьбу и захватить из холодильника пару банок с Пепси™.
Судьба оказывается незавидной, и компания, потеряв еще одного из бойцов, отправляется дальше в путешествие по Лондону. Внезапно, они видят сигнал на одном из этажей многоэтажки, и уходя от преследующих их зомби, поднимаются туда, встретив забаррикадировавшихся там Фрэнка и его дочь Ханну, которые подобно тремстам спартанцам, держат оборону единственного ведущего к ним прохода по лестнице. К сожалению, за прошедшие 4 недели у них кончилась питьевая вода, а поскольку ни канализация, ни водопровод не работают, а дождей не было уже недели три — то участь их представляется незавидной. Впрочем, Фрэнк поймал повторяющуюся каждые пару часов радиозапись от военных, с предложением ко всем выжившим добраться до Манчестера, где им будет предложено укрытие и оказана помощь.
Путь от Лондона до Манчестера лишь на пару десятков км длиннее, чем от Москвы до Ярославля, но ведь надо обязательно заехать за Пепси™! В конце концов, компания вполне благополучно добирается до блок-поста на въезде в Манчестер. Но оказывается, что их приключения только начинаются, и самое страшное ждет их впереди…
Когда я год назад писал рецензию на «Война миров Z» — то я уже неоднократно слышал, что предвестником фильмов с участием быстрых зомби как раз является фильм «28 Дней спустя». Если быть точным, то в данном фильме зомби — это, конечно, не совсем зомби, поскольку они вполне себе успешно убиваются и пулей, и бейсбольной битой, да и сами от голода и тупости подыхают. Но чтобы было проще — будем называть их так. И вот, наконец-то — фильм попал в мои цепкие руки, и я выделил пару часов на то, чтобы его посмотреть.
Что могу сказать по итогам… Фигня, товарищи. Вот только если Война миров Z была зрелищным фуфлом, и как я писал в рецензии: по зрелищности — 8 баллов, по игре главных героев — 4 балла, по второстепенным — 7 баллов, по сценарию — 4, музыка — 6, то в данном случае — это мутное фуфло. В котором сценарий — все те же 4 балла, игра главных героев — 4, а вот второстепенные герои и зрелищность не набирают и 4 баллов. Итого среднеарифметическое — всего 4 из 10 против 6 у Войны Z.
Но давайте по пунктам, что конкретно не понравилось.
Отсутствие зрелищности пытаются компенсировать дрожащей камерой и всякими «приятностями», а-ля убийства человека путем выдавливания у него глаз пальцами, превращения бейсбольной битой черепа мальчика-зомби в фарш, и демонстрацией гениталий главного героя. На большее, как пишут авторы фильма, денех не хватило, типа на 8 млн не разгуляешься. Ребята — посмотрите «От заката до рассвета» Родригеса. Денег всего в два раза больше (причем большая часть из них — на рекламу), а эффектность сцен выше в разы. Единственная попытка как-то что-то добавить — это взрыв бензоколонки. Но и то — и в Робокопе, и в Терминаторе — все это выглядело в несколько раз зрелищнее. Пустые улицы Лондона? Вообще смешно, это не больше чем маркетинговый рекламный ход, заснять любую улицу в 5 утра — вообще проблем нет, даже МКАД, не говоря уж о центральных.
В случае с войной Z — беда была в основном в нелогичности общей, и диких допущениях (в принципе возможных в случае с принятием аксиомы, что зомби существуют) — типа того, что человек с железякой в желудке после падения самолета может пройти с десяток км, а стену вокруг зоны никто нахрен не контролирует.
Здесь нелогичность общая сохраняется: неохраняемые секретные лаборатории, зомби, нападающие в случае, когда им велит режиссер (а в остальное время герой спокойно прогуливается по пустым улицам — кстати, откуда пустые дороги — вообще неясно, не иначе, как все машины на подземных паркингах), неразграбленные магазины (во чудо-то!), превращение задрота-курьера в супер-бойца спецназа.
Но к нелогичности общей — еще и прибавляется нелогичность в действиях главного героя. Причем с самого начала. Когда нам показывают главного героя, он абсолютно без одежды. То есть вообще. Приходит он в себя в течение пары минут. После тяжелейшей черепно-мозговой травмы (да, это только Шумахер и Караченцев после таких историй, дай бог им здоровья и выкарабкаться — восстанавливаются годами). Ну ладно, не понятно почему, но допустим, что зомби его не покусали. Хрен с ним. И что он первым делом делает? Ну конечно, выдергивает из себя все проводочки и капельницы. Зашибись поведение!
Ребята, вы когда нибудь теряли сознание после какой-нибудь травмы? Я вот, однажды, от большой кровопотери терял. И знаете, что приходит в голову первым, после того, как ты очнешься в незнакомом месте? Только два вопроса. Первый — сколько времени ты был без сознания. И второй — где именно ты находишься. А то, чтобы выдернуть то, что торчит у тебя из руки — в голову даже придти не может. И потом — 28 дней. Ребят, по секрету сообщаю: в таких случаях в больничках, что попроще — одевают взрослые памперсы. А в тех, что подороже — втыкают мочевой уретральный катетер. Памперса на товарище не было, в связи с чем вопрос — катетр он из члена/мочевого пузыря тоже себе так спокойно выдрал, а? Я уж молчу про то, что если клиента, 28 дней лежащего в коме, каждые пару часов не переворачивали — то с пролежнями, которые хорошо, если 4-ой стадии не достигнут — так просто не встанешь. Но это уже не нелогичность главного героя, а сюжета, поэтому спишем на аналог железяки, в животе с которой в Войне Z товарищ Питт спокойно бродил от разбившегося самолета до больнички.
Потом, видя, что вокруг явно следы погромов и как-то все неправильно выглядит, главный герой ходит по улицам, и орет на всю Ивановскую. Вместо того, чтобы быстрыми перебежками добираться от одного угла до другого, и пытаться понять, а не пополнит ли он и своим отсутствием эти пустые улицы. Причем не сделано ни одной попытки найти и прихватить хоть какое оружие, даже холодное. Потом — узнаем, что в округе ошиваются зомби, но нет, дотянем до ночи, а на ночь мы останемся в неохраняемом доме со стеклянными дверьми и картонными стенами. Тоже замечательно. Как и идея ехать через темный туннель, непонятно кто в котором может ошиваться — да и вообще — отправляться в путь на 250 км по кишащим зомби дорогам с бейсбольными битами, без огнестрельного оружия (только не надо рассказывать, что в Великобритании запрещено огнестрельное оружие — запрещено только то, что со стволами до 60 см, да и то — ПМ к примеру разрешен; а уж охотничье, более подходящее для борьбы с зомби — продается только в путь, причем если гладкоствольное ограничено 5 патронами в магазине, то с нарезным — вообще проблем нет, на 2006 год таким владели более 400 тысяч человек). Или в одиночку отправиться в пустой дом на дороге, посмотреть, кто там и как. А замечательная идея выпустить в особняке зомби-почтальона, чтобы он перекусал там всех врагов? Можно подумать, он избирательно оставил бы обоих спутниц главного героя, сделал реверанс, и пятясь задом — спокойно удалился. Единственная, кто проявлял хоть какие-то зачатки разума во всем происходящем идиотизме — это негра Селена. Фрэнк — еще туда-сюда. Хотя тоже — по факту — оказавшись главным — не выставлять постов охраны, пока все спят, не взять свой замечательный защитный костюм с маской, оружия, отправиться через непонятный тоннель — да и вообще — ехать с ночевкой там, где по сути 4 часа езды — тоже молодец. Ну а дочка его — так это вообще овощ-овощем: для декораций. Её, впрочем, и не спрашивали ни о чем. И это я обратил внимание только на меньшую часть из всех нелогичностей, чтобы особо не спойлерить. Глядя на все это — я все не мог отойти от мысли «ну когда же вас, идиотов, сожрут-то уже наконец???»
Образы — не впечатлили. Ну, может быть только майор ничего — но и ему далеко, от, скажем, Ганса Ланда в бесславных ублюдках. Фрэнк тоже ничего — но, именно, что ничего, а не отлично, и — к сожалению, его очень немного. Джим — туп, дочь Фрэнка — овощ, Негра — лишь мачете машет неплохо, об остальных — вообще говорить не хочется.
Продукт-плэйсмент. Это вообще, веселуха. Столько рекламы Пепси — я, кажется, ни в одном фильме не видел. Другой продукт плэйсмент заметен менее, поскольку английские бренды, в отличие от американских, у нас не очень известны — но кто знает — увидит.
Многие говорят: вы ничего не понимаете, фильм вовсе не о том. Кто-то пишет «отлично снятая, умная и по-своему даже красивая апокалиптическая фреска». Кто-то — «это фильм об отношениях людей в нечеловеческих условиях, о том, как победить зомби в себе», или «о том, что люди, какими они могут стать ради выживания — становятся страшнее зомби».
Тоже мне откровение. Как сказал один из героев:
«4 недели я наблюдал, как люди вокруг друг друга убивают. Но я видел это же и за 4 недели до появления инфекции. Я видел такое еще и прежде: люди всегда себя убивают. Это не новость. А потому, на мой взгляд, жизнь течет в обычном русле.»
Поэтому не надо ожидать от фильма чего-то нового, если вы, конечно, не из страны эльфов. При просмотре фильма возникает только некоторое чувство брезгливости от выдавливания глаз, или превращения людей в фарш. И ни особого страха, или сопереживания персонажам, которые своей тупостью только заставляют думать : «ну почему же вас до сих пор не съели/не оттрахали?»
О том, для чего солдаты вызывали выживших — догадываешься уже после вида заброшенного блокпоста. Все ходы сюжета — просчитываются практически на раз-два-три. Фильм не показывает какой-то обреченности. Когда ты боишься даже голову высунуть из укрытия. Когда воспринимаешь каждое новое, незнакомое тебе живое существо — в независимости от того, человек это, или зомби — как потенциального врага. Когда, казалось бы, главные герои предприняли все от них зависящее, и все равно стоят в безвыходной ситуации, а спасает их только чудо.
Концепция — всего навалом и все твое — вообще не продумана, и представлена одним, как я уже сказал — непонятно с какого глузда не разграбленным супермаркетом. Я просто готов подписаться под цитатой из этой рецензии:
От неё (картины) ждёшь куда большего, чем видишь. А видишь весьма жиденький экшн с очень скромным идейным наполнением и алогичным сценарием.
Да, поначалу было интересно. Но потом действие успокоилось и постепенно скатилось к банальнейшей бытовухе, не соответствующей масштабам выбранного полотна. Концовка кажется настолько нелепой, что начинаешь искать иронию. Киваешь на характерный для режиссёра чёрный юмор. В итоге сходишься на его полном отсутствии.
В общем, штамп на штампе сидит, и штампом погоняет, и всё это при тупом сценарии, тупом поведении главного героя, в полном отсутствии актерской игры и спецэффектов. Так что пока более-менее достойными, причем только благодаря зрелищности, фильмами для просмотра под пиво из этой серии — для меня остаются «Я-легенда», и Война миров Z. Хотя тоже не подарок, но их хоть можно пересмотреть (только на большом экране). Этот же (двадцать восемь дней спустя) годен лишь на то, чтобы посмотреть его один раз, подивиться идиотизму и непрофессионализму, и через неделю забыть. Опять же — если вы не из страны эльфов. Эльфы могут смотреть спокойно — они узнают много нового. После просмотра становится понятно, почему ДиКаприо отказался сниматься в этом фуфле. И самое непонятное — смотреть ли теперь 28 недель спустя — по слухам, идиотизма там никак не меньше…