Кон-Тики — рецензия, 2012

Кон-Тики - рецензия, 2012Эпиграф

— История о самоубийце-норвежце, сгинувшем где-то посреди Тихого океана, бесспорно, сможет помочь поднять тираж журнала. Но только не нашего. Обратитесь с этой идеей к какому-нибудь желтому изданию.

Главный редактор журнала National Geographic в ответ на предложение Тура Хейердала освещать и частично профинансировать экспедицию.

На маленьком плоту… Сквозь бури, дождь, и грозы…

Ю. Лоза о чем-то своем.

Итак, Кон-Тики. Древний бог, изгнанный с востока и отправившийся через океан за солнцем на запад. Его изображения одинаковы как в Перу, так и за 8 тысяч километров — на островах Полинезии. Истории о великом боге, сыне солнца, передавались из поколения в поколение вождями племен, от отца к сыну, практически в неизменном виде на всех Полинезийских островах.

И в то же время, современная наука (1947 год) утверждала, что заселение Полинезии произошло из Азии,Тур Хейердал рассказывает о своей теории а путешествие через тихий океан представлялось принципиально невозможным для уровня развития племен, населявших Перу еще до расцвета империи Инков. Однако, нашелся человек, осмелившийся утверждать, что если птица ходит, как утка, плавает, как утка, и крякает, как утка — то скорее всего, это действительно утка. Звали его Тур Хейердал, молодой тридцатидвухлетний ученый и путешественник.Научный труд Хейердала Впрочем, вполне естественно, что под давлением иных научных авторитетов, никто ему не поверил. Ну, разве что только, если он сам докажет возможность такого путешествия. Но не поверили-бы — и ладно, так больше того — ни одно издательство не согласилось публиковать его научные труды, за которые он намеревался выручить хоть немного денег, чтобы свести концы с концами и еще немного продержаться на плаву. Поэтому для Тура не оставалось ни одного варианта, кроме как совершить такое путешествие. Впрочем, отсутствие денег, National Geographicне давало также и возможности полноценно снарядить такую экспедицию, а учитывая то, что говорили о ее возможности эксперты  — никто не хотел ее и финансировать. Да что эксперты — обычные моряки, крутившие рога самому морскому дьяволу, заявляли о невозможности выполнить такой переход на расстояние, равное расстоянию от Москвы до Чикаго, с использованием лишь слабоуправляемого плота, На крыше Нью-Йоркабревна которого были бы перевязаны лианами, и с парусом, позволяющим лишь идти по ветру, без каких-либо галсов. Оставалась лишь одна надежда — обратиться к кому-то, кто был бы заинтересован в этом путешествии не меньше, чем сам Хейердал. А дальше… сто один день путешествия — через шторма, в постоянном соседстве с преследующими акулами, не работающей рацией — а впереди — вполне возможная смерть на рифах, или позорное возвращение. Лив Кушерон-ТорпПройдут ли шесть путешественников, лишь один из которых имел хоть какие-то познания из области навигации, все испытания, выпавшие на их долю за эти сто дней, все ли доберутся до конца путешествия целыми и здоровыми, и доберутся ли вообще?

Историю Тура Хейердала и еще пяти то-ли героев, то-ли сумасшедших, отправившихся в 1947 году, лишь через два года после окончания второй мировой, за 8 тысяч км вдали от каких-либо Перуморских путей на древнем деревянном плоту с прямоугольным парусом и переносной рацией, (и без малейшего представления их капитана о мореплавании!), в этой стране знают, наверное, все. Даже те, кто не читал книгу, которая, кстати, была переведена на 70 языков, и разошлась тиражом под 50 миллионов экземпляров (не считая в электронном виде). Перед строительством плотаТур Хейердал, помимо того, что был путешественником, исследователем, ученым — обладал прекрасным писательским талантом, его «Путешествие на «Кон-Тики»» написано настолько живым и интересным языком, что читается просто запоем. И тем сложнее было создать фильм, хоть сколько-то передающий дух книги. Однако, по счастью, за его экранизацию взялся не Голливуд (я представляю, что сделали бы они), а влюбленные в эту историю земляки Тура. Отплытие на Кон-ТикиЕстественно, необходимо учитывать, что они были весьма ограничены в хронометраже — поэтому то, что было после того, как путешественники достигли рифов Полинезии — не показано практически вообще, то, как готовилась экспедиция — показано схематично (а ведь там была история, достойная отдельного фильма!), опущены технические подробности, например описание того, как и чем питались путешественники, как они сохраняли пресную Плот Кон-Тикиводу в условиях жары, и т.д. Тем, кто интересуется всем этим, и до сих пор не читал книгу — я рекомендую это сделать в обязательном порядке, я не знаю ни одного блоггера, который столь же увлекательно писал бы о своих путешествиях. Ну, или хотя бы посмотреть оригинальный фильм 1951-го года.

Но вернемся к тому, что же у них получилось сегодня. А получилось — с указанными оговорками — замечательно! Атака акулВо-первых — актеры. Все подобраны максимально близко к своим прототипам, и когда нам пускают кадры кинохроники, снятой во время путешествия реальными героями — не остается сомнений в том, кто там из них кто. Главный герой сыгран очень хорошо — глядя на него веришь, что за таким — действительно его друзья пойдут в огонь и в воду. ШтормВо-вторых — съемки и спецэффекты — да, это не аватар, но когда акула начинает биться и извиваться на плоту, то реально начинаешь верить что вот-вот, и сейчас ногу она кому-нибудь да отхватит. Ну и в третьих — откровенной отсебятины и глупости там, за исключением пары моментов и глупостей перевода, практически нет. Падение в водуКак я уже отметил — много чего не хватает, но что поделаешь — в полуторачасовой фильм и это-то уместить было не просто. Но не стоит и думать, что это фильм-описание, как был, например, построен оригинальный фильм Хейердала, получивший в свое время Оскара, в котором от имени одного человека рассказывается вся история — нет, каждый человек играет свою роль.

Отдельно говорить о самом Туре я не буду — я слишком восхищаюсь его заслугами, чтобы рассматривать все его недостатки, На бортукоторых, к сожалению, тоже было не мало, в том числе и отношения с семьей, близкими людьми. Вероятно, эгоистичность и связанные с этим пороки — неотъемлемая черта всех действительно великих людей — одержимость и упорство которых (как верно было замечено) меняют наше представление о человеческих возможностях. А в том, что он стоит в одном ряду с Колумбом, Дрейком, Магелланом, Амундсеном, Гагариным и Армстронгом — у меня нет никаких сомнений.

Акула на бортуА кто захочет узнать как о нем, так и об этом путешествии немного больше, чем показано и рассказано в этой заметке — прошу проследовать по следующим ссылкам — я постарался найти и привести три самые качественные: раз, два, три.

Ну и под конец — немного о финансовых итогах кино. Фильм вышел в Норвегии еще в августе 2012 года, собрал рекордную кассу в $14,111,514 (впрочем, недостаточную, чтобы отбить затраты в 16 с половиной млн долларов), и получил несколько наград. Лив в НорвегииИ вот теперь — добрался до нас, и США. У нас набрал еще почти 2 млн. долларов (второе место среди всех остальных стран), в штатах — ни шатко ни валко, хорошо, если тысяч 600-700 возьмет. Что и понятно — снимали его не в Голливуде. Суммарно на дату написания рецензии набрал немногим больше двадцать с половиной мультов —  но вся надежда на Перу, Через Рифыгде он ожидается 6-го июня, ну и на выход его на DVD/BR. Дай бог — отобьется. Он этого действительно достоин. И конечно, книга достойна съемки в виде мини-сериала а-ля «Сегун», ну или хотя бы серии на три, каждая по паре часов. Кстати, режиссерская версия на 10 минут длиннее — там включена еще история детства Тура, и дольше показана их жизнь с Лив Кушерон-Торп на Фату-Хива. А вот, кстати, и фотография в сравнении — реальных людей (нижнее фото), совершивших это безумное путешествие, и их образов в фильме (не в том же самом порядке, но все легко узнаваемы — и кстати, все скриншоты — кликабельны):

Экипаж Кон-Тики

Ну а совсем напоследок — зарубежный трейлер. На мой взгляд — смотрится значительно лучше нашего — непередаваемый акцент Тура, да и смысл фраз в некоторых местах не тот, что у нас.

You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Subscribe without commenting

QR Code Business Card