Итак, пришло время продолжить свое незатейливое повествование о нашей поездке с детьми в Австрию. Однако, немного подумав, самое вкусное — рассказ именно о Штубайской долине, горах, склонах, горнолыжных школах, и т.д. — я решил отложить на последок. И расскажу о них в заключительной, пятой части. Сейчас же, не смотря на то, что хронологически наша поездка в Инсбрук состоялась в середине нашего путешествия, логичнее будет рассказать о ней, поскольку это хорошо ляжет тематически в рассказ о нашем переезде от Мюнхена до Инсбрука.
Как Вы, наверное, помните (а если не помните — можете освежить в памяти :), поутру мы неплохо позавтракали в нашем Мюнхенском отеле, упаковали сувениры из Хофбройхауса, и, удобно устроившись в машине (насколько это позволяет БМВ X1 с ее деревянными передними сидениями), начали очередной этап нашего путешествия. Однако, путь наш пока еще лежал не в Австрию, как можно было бы предположить изначально.
Первая проблема заключалась в том, что, как известно, в пятницу вечером и в субботу утром, на прекрасных немецких автобанах наблюдаются совершенно недетские пробки, сравнимые с таковыми на МКАД-е. Обусловлено это двумя предстоящими выходными, в которые немалое количество жителей Германии предпочитают и по супермаркетам поездить, и в ту же Австрию отправиться на лыжах покататься. Вторая проблема — это время работы Австрийских магазинов. В это сложно поверить — но 99% Австрийских магазинов по будням работает не дольше 7.30, по выходным — до 6, причем еще добрая половина из них — всего до 5 вечера. И об этом постоянно приходится помнить — не купили что-либо до вечера — все. Только на следующий день. Я предполагаю, что это как-то связано с Австрийским законодательством, поскольку найти коммерсанта, который в здравом уме стал бы так ограничивать вечерние продажи — я не могу. Даже в будни, найти магазин, который работал бы после 6 вечера — задачка не из простых, мы же приезжали в субботу. Соответственно, предполагая, что выехав в 11 утра, мы спокойно можем протолкаться в пробках часов 5 (при том, что чистого времени езды там 2-3 часа), мы решили сначала заехать в большой Мюнхенский молл, чтобы хорошенько закупиться продуктами хотя бы на неделю вперед (тратить на это следующий выходной не хотелось), да и проинспектировать цены на горнолыжное снаряжение. Выбрали молл (местоположение не воспроизведу — ехали по навигатору наших товарищей), в котором одновременно был крупнейший в Германии сетевой гипермаркет Edeka, и достаточно большой спортивный супермаркет Karstadt Sports (поскольку решили, что в Интерспорт успеем зайти и в Австрии, а Карштадт оказался очень большим и приличным магазином). Набрав продуктов почти на 300 евро, подходим к кассе, сканируем и упаковываем товар — и тут нас ожидает сюрприз: кредитные карты не принимаются — только нал! Имейте это ввиду — хотя проникновение банковских карт в Европе велико — но иногда случаются и такие засады. Слава богу, в спортивном магазине все было ОК, и даже TaxFree дали. А еще больше всего меня поразило, что для того, чтобы что-нибудь купить — необходимо встать на их платную многоэтажную парковку, в которой за пару часов (ну хорошо, может быть часа 3-4 — сейчас уже не вспомню) с нас содрали по 4 евро за каждую машину. Вот представьте — приезжаете вы в Мегу, или в Ашан, и вам предлагают встать на платную парковку! Нонсен-с!
Так или иначе, как те самые официанты из Садко, мы вырулили на очередной автобан, и отправились на встречу к границе с Австрией. По большому счету, из Мюнхена до Инсбрука есть два основных пути (ну, вообще — три, но третий — что-то среднее между перечисленными ниже):
- короткая и живописная дорога по деревушкам и горным серпантинам
- скоростная автострада, которая на 30 км длиннее, но по времени — получается даже короче
Поскольку туда мы ехали в дневное время, а обратно собирались ехать ночью — то и решили: туда поедем по красивой дороге, а обратно — по скоростной трассе. Что могу сказать? В принципе — этих красот вполне можно насмотреться и в самой Австрии. Поэтому, объективно говоря — только ради этого смысла по серпантину ехать не особо много. Но если все-таки хочется начать получать максимум впечатлений именно от окружающей природы, а не от прекрасной автотрассы — то почему бы и нет. В любом случае — главное, увлекшись либо скоростью, либо красотами — не проворонить австрийскую границу, чтобы на заправке недалеко от нее купить австрийскую виньетку, дающую право проезда по Австрийским шоссе. Стоит не очень дорого — порядка восьми с половиной евро на каждую неделю, а вот штраф за ее отсутствие — довольно существенен, и составляет где-то 270 евро. Наличие виньетки на стекле проверяется как полицейскими, так и в автоматическом режиме камерами. Кстати интересно, что когда уже в Австрии я покупал виньетку на вторую неделю — то на заправке BP их вообще не оказалось. Пришлось ехать на заправку OMV (не очень известная нам, но очень распространенная сеть заправок что в Германии, что в Австрии). Купив виньетку, и каждому ребенку по палочке твикса на сдачу с десятки (дабы дорога не такой скучной казалась ), мы въехали в Австрию.
Граница была не сказать, чтобы особо видна — так, пара щитов, не более того. Кстати, пара интересных фактов об Австрии: никогда не обращали внимание на Австрийский герб? А конкретнее — что именно держит их орел в своих лапах (картинка кликабельна)? Когда я в первый раз это заметил, на меня это произвело весьма сильное впечатление — уж что и ожидал там увидеть, но уж точно не это. И это при том, что еще в 1915 году там, как и положено, были скипетр, держава, и меч до кучи. Не иначе, как, Германия со своей Баварской Советской Республикой повлияла :). Кстати о влиянии Германии: немецкий язык в Австрии весьма сильно отличается от того, что мы слышали и видели в Мюнхене — даже творог в магазине — и тот называется по другому. И что интересно — даже на местном уровне чувствуется какая-то обособленность — когда мы спросили хозяйку дома, в котором мы жили — австрийка ли она — то услышали гордый ответ — «Нет, Тиролька!»
Но вернемся на нашу дорогу. На съезде с автострады Инсбрука — вам предстоит выбрать — поехать за 2.5 евро по шоссе Австрия-Италия до поворота на Штубайскую долину, или выбрать бесплатный «параллельный» аналог. Первый путь — всего 10 км и 6 минут, второй — порядка 16-18 км и минут 20 пути. Тоже самое касается и обратного пути. При их стоимости бензина мы решили на спичках не экономить, и всегда ездили по платной трассе.
Отдельно необходимо отметить, что в Инсбруке прекрасно развит общественный транспорт, представленный там городским и междугородним трамваем. Вот такой замечательный трамвайчик ходит от самого Фулпмеса до Инсбрука. Кстати, отдельно хочу отметить, что фотка сделана на следующий день после приезда — как можно видеть, 6-го января в Штубайской долине снегом и не пахло.
Отдельно необходимо отметить, что эту линию запустили еще в 1904 году! Да, кто-то скажет, что в Москве электрический трамвай появился вообще в 1899 году — но одно дело — у нас в долине — и другое — в достаточно серьезных горах. Изначально он также использовался с грузовыми вагонами для перевозки то-ли железной руды, то-ли других полезных ископаемых, а во время первой мировой войны использовался для перевозки раненых в госпиталь Фулпмеса. В общем, исторический такой трамвайчик, идущий по весьма живописным местам. Путь почти на всем протяжении — одноколейный, и только на восьми станциях сделаны разъезды, чтобы идущие друг к другу составы могли пропустить друг друга. Кстати, разъезжаются очень интересно — не левыми, а правыми боками! Не преминули и мы возможностью прокатиться на этом трамвае до самого Инсбрука и обратно. Вот только необходимо помнить, что не смотря на то, что продолжительность маршрута — всего 18.2 км, и на машине это все преодолевается за 15 минут, то трамвай идет ну очень неторопливо, и весь путь от конечной до конечной — проходит ровно за один час. Старшим детям это вполне нормально, а вот малышам после получаса сидения может показаться и скучно — так что если поедите — относитесь, как к долгой поездке в машине/перелету в самолете — берите в путь мультики и печенье. Ну, и конечно — не стоит его воспринимать, именно как общественный транспорт, скорее — как экскурсионный, потому что цена на него — ну слегка не общественная — в каждый конец — по 5 евро на человека, туда-обратно — десятка, детям — 50% скидка. Билеты продаются прямо у водителя-машиниста. Так что неплохо так — за 400 рублей на человека на трамвае прокатиться :). У нас на всю компанию (включая двоих детей, и не включая малыша — итого 7 человек) туда-обратно ушло чуть менее 60 евро. Впрочем, плюсов — тоже не мало. Не стоит забывать, что при поездке на машине, кроме расходов на бензин — на парковку в центре Инсбрука
уйдет никак не меньше 10 евро на каждую машину. Ну и самый главный плюс — алкогольное регулирование не даст выпить более одного бокала пива (0.5 промиле). Ну, а при поездке на трамвае, мы в этом деле ограничены лишь способностями организма
Поэтому гулять по Инсбруку и по Альпийскому зоопарку мы решили, доехав до туда на трамвае в один из дней, а на следующий — отправиться в музей Сваровского уже на машине (благо там и пить особо нечего, и парковка бесплатная).
Добраться до Альпийского зоопарка — проще простого: доезжаем на трамвае до станции Музеумштрассе (можно и станцией раньше сойти, и станцией позже — расстояния между станциями небольшие), оттуда — метров 500 почти по прямой до фуникулера (остановка Конгресс-холл; кстати, расписание и карту всех маршрутов — фуникулера, трамваев и иного общественного транспорта можно взять прямо в трамвае, абсолютно безвозмездно, и, когда уже любоваться окрестностями сил не будет — спокойно изучить маршрут), покупаем на нижней станции фуникулера объединенный билет «подъем на две станции на фуникулере-вход в зоопарк» за 11 евро, и мы — там.
Зоопарк расположен на горе, поэтому с коляской приходится тяжеловато — в некоторых местах подъем достаточно крутой. Впрочем, зоопарк не очень большой, что облегчает судьбу обремененных спиногрызами. Посетителей встречают плоскохвостые (это мы их так обозвали) бобры. Для нас бобер сделал два показательных круга по своему пруду, после чего отправился в нору хомячить яблоко. Все это (и пруд, и сама нора) отделены стеклом, за которым прекрасно видно, что происходит под водой, и что в норе. Также наличиствуют дикие кошки, рыси, волки, бурые медведи,
лоси, и разнообразные птицы — от синиц с дятлами до грифов. Снигирей, кстати — очень много и в диком виде, к нашему домику в Телфесе — постоянно прилетали.
Отдельно сделан вольер «ферма», в котором находятся все прирученные человеком животные — от куриц с хрюшками до коров. Все это мычит, хрюкает и кукарекает, в общем для детей, выросших в условиях каменных мешков — самое то. Из технических развлечений — запуск монеток в воронку у медведей. Суть заключается в том, что две монетки ставятся на ребро на специальной мини-горочке, встроенной на воронке диаметром ~1 м. Одновременно отпускаются, и по спирали начинают катиться вниз, все более ускоряясь, и при этом оставаясь на ребре, где-то в течение минуты. Дети — в восторге, да и взрослые, не видевшие раньше такой трюк — в не меньшем восторге. В целом осталось впечатление, что зоопарк называется альпийским не из-за того, что в нем представлены животные, живущие в альпах, а просто поскольку он сам там находится.
На весь обход зоопарка мы потратили часа два-три, после чего отправились гулять по центру Инсбрука. Разумеется, не могли пройти мимо знаменитой золотой крыши. В тот момент возле нее какие-то активисты явно турецкого вида протестовали против политического убийства кого-то там во Франции.
Впрочем, на обратной дороге митинг рассосался, и удалось запечатлеть ее практически без людей. Только качество хромает. Впрочем, открытку все равно решили не покупать, в интернетах этого добра навалом.
Посмотрели на ратушу как на дороге туда,
Так и на обратном пути:
зашли в собор святого Якова. Долго рассказывать их историю не буду, все уже прекрасно рассказано и до меня. Интересный факт — обратите внимание, что в домах вдоль этой, как я ее назвал Арбат-штрассе (на самом деле — Герцог-Фридрих, переходящий в Мария-тереза штрассе) — не горит ни одно окно — только в магазинах первых этажей!
По рекомендации одного из путеводителей выбрали ресторанчик J.W. Augustiner-Bräu Stiftskeller, расположенный неподалеку. Как я уже писал — по вкусу подаваемых блюд до Хофброя ему далеко (да и принципиально он другой — скорее, просто как настоящий ресторан, а не пивная), но в принципе, если не придираться — такой неплохой семейный ресторанчик (не в смысле, что управляется какой-то семьей, а в смысле — для всей семьи), не хуже нашего «Старина Мюллер». Есть несколько залов — барный, и простые, где можно спокойно посидеть с детьми (фотка не моя).
Чек у нас вышел аналогично Хофброю — на 130 евро, это 7 человек, не учитывая совсем мелкого. Про шоппинг расписывать не буду — описать лучше, чем здесь — все равно не смогу. Кстати, не стоит забывать, что не смотря на то, что трамваи заканчивают свою работу в пол-одиннадцатого вечера — последний трамвай до Фулпмеса выходит в 19.35 — не успеете — будете такси ловить.
Теперь — о Музее «Кристаллические миры Сваровски». Про него тоже уже писано—переписано столько, что добавить что-либо новое уже сложно (а по второй ссылке, кстати — есть еще и замечательные фотографии Инсбрука, снятые, в отличие от меня — не смартфоном). Если говорить откровенно, то я вообще — не любитель современного искусства (а оно-то, в основном, там и представлено). Как, в принципе, и стекляшек, отличающихся от оконных лишь 30%-ным содержанием оксида свинца и отшлифованых аки обычные призмы.
Единственное, что запомнилось, и вызвало действительно неподдельный интерес — это аккустический зал (ну ладно, было еще пару неплохих экспонатов)
[На самом деле здесь должны были бы быть охи и ахи по поводу высоты данного искусства, доступного только избранным, и сложности в изготовлении его лучших представителей, но настрой у меня сегодня — не романтичный]. Но наши половинки от этого добра в полном восторге, а значит — хошь-нехошь, надо было ехать. Доехали быстро, музей находится в стороне от Инсбрука, по шоссе от него около 15-20 км. На общественном транспорте туда не ездили, поэтому ничего не скажу — но, наверняка — что-нибудь, да ходит. Парковка большая, очереди в кассу не было, из детских развлечений — есть тарзанка снаружи, и телевизор/PSP уже в конце музея, если быть точным — в самом магазине на выходе. В одним из залов со мною произошла любопытная история. Я снимаю на телефон (мой Samsung Galaxy Note) видео, как зебра качается на туфельке (его, наверное, уже все видели). Вдруг, телефон выпадает у меня из рук, при падении и ударе об пол разлетается на части — телефон в одну сторону, крышка-чехол — в другую, крышка делает прыг-прыг-прыг, и падает куда-то вниз. Я наклоняюсь, и понимаю, что мы находимся как-бы на мостике, а под нами — вода. Первая мысль — черт побери, повезло, что не телефон. Вторая мысль — интересно, а монетки туда кто-нибудь кидает? Если да — то моя крышка стоимостью в 20 евро однозначно говорит, что я здесь не последний раз Это ж надо было так — как оказалось, это был единственный зал с водою, и именно там его уронить
Весь музей прошли быстро, максимум за полтора-два часа. Еще часа полтора ушло на то, чтобы дождаться наших спутниц в магазине на его выходе, поскольку выбор бижутерии (к сожалению, весьма не дешевой) занимает дико много времени. В итоге, оставив там на всякие безделушки суммарно порядка трехсот евро, у меня сложилось впечатление, что это просто хорошо сделанный коммерческий проект, нацеленный на максимальные продажи на выходе, и откровенно говоря — я так и не понял, чего там было больше — коммерции, или искусства. Хотя опять же — у подавляющего числа дам впечатления абсолютно противоположные.
Детям (дошкольникам) ходить тяжеловато, а некоторые залы — так просто откровенно пугающие. Да и я второй раз бы не поехал — один раз галочку поставил, и ладно. Мы поехали с утра — и у нас осталось еще пол-дня, которые, опять-же, провели (перекусить-пошопиться-пошляться по достопримечательностям) в Инсбруке, заехав туда на обратной дороге.
Подземную парковку нашли недалеко от Музеум Штрассе, как обычно — дорогая, четыре часа — десятка евро. После чего постановив, что программа-минимум выполнена, мы поспешили к себе в аппартаменты. На следующий день нас, как обычно, ждали снег, лыжи, склоны, подъемники, да чего там говорить — вся Штубайская долина. В общем, все, ради чего мы и затеяли это путешествие, и о чем я уже наконец-то и расскажу в следующей части.