Горные лыжи: самостоятельная поездка в Австрию с детьми на горнолыжный курорт Штубай. Часть 5 — Штубайская долина: проживание, питание, катание :)

Горные лыжи: самостоятельная поездка в Австрию с детьми на горнолыжный курорт Штубай. Часть 5 — Штубайская долина: проживание, питание, катание :)Ну вот, дорогие читатели, и пришло время приступить к пятой, заключительной части моего повествования о поездке в Австрию, на горнолыжный курорт Штубай. Речь в ней пойдет о непосредственно самом курорте. Как вы, наверное, помните, мы были ограничены по датам поездки, и они ложились четко в первую-третью неделю января. Я уже как-то сетовал на то, что эти дни являются самыми дорогими с точки зрения как перелета, так и проживания. Но еще бы я обязательно отметил, что начало января достаточно часто отмечается неважнецким качеством снега, который просто не успевает выпасть к этому времени. Вот сравните три фотографии:

На первой – долина 9-го января.

Вид на наш домик вдалеке. Слабо верится в то, что первая декада января практически прошла, не так ли?

Штубайская долина 9-го января

На второй – вид с той же самой точки на старый новый год. Как видим – снега слегка подсыпало.

Штубайская долина 13-го января

Ну и последнее фото (правда, мобильник смотрит ровно в противоположную сторону – от дома вверх) – почти день отъезда, 17-е января.

Штубайская долина 17-го января

Отсутствие снега в долине нивелирует наличие Штубайского ледника – но до него еще добраться надо (об этом – ниже). Таким образом, если есть возможность поехать во второй половине января или позже (но, конечно, до 1-го марта) – то стоит ей воспользоваться. И снег будет гарантированно, и траты существенно меньше. Ну, а если ехать до января или в марте – то селиться лучше рядом с ледником. Оно надежнее.

Вообще, Штубайская долина представляет из себя очень длинное, достаточно узкое и вытянутое ущелье общей протяженностью в 28 км. Вдоль всей долины идет трасса 183, официально называющаяся (какая неожиданность!) Штубайталь штрассе. У ледника она примыкает к деревушке, состоящей из одной гостиницы и пары домов под названием Муттербергер-Альм, а другим концом – выходит к Австрийско-Итальянскому автобану А13, он же Е45. Вдоль всей трассы стоят небольшие деревушки на пять-десять домов, общим числом – под двадцать штук (деревень, а не домов). Крупных поселков городского типа в долине всего три – Телфес и Фулпмес в ее основании (читай – 25 км от ледника), и Нойштифт – примерно в 17 км от ледника (Мидерс не считаем).

Долина Штубай

При этом необходимо отметить, что во всех деревнях/поселках, и на участках примыкающей к ним трассы скорость ограничена как знаками даже не 60, а 50 км/ч (что весьма часто контролируется полицией – и плюс 20 к разрешенной ехать, как на Дмитровке – не получится), так и тащущимися ски-басами, нередко тормозящими и до 40 км/ч. Из всего этого следует несложный вывод, что если Вы живете в Телфесе, Фулпмесе, или тем более Луимесе – то до ледника в один конец ехать будете даже на машине не менее 35-40 минут, чем мы и занимались примерно 5 дней из 14. Из Нойштифта – конечно, побыстрее, но тоже не меньше 25-30 минут. Кататься туда-сюда, если снега в долине не будет – радость та еще. Впрочем, если ехать во второй половине января или позже, и рассчитывать на то, что в Штубайской долине, кроме ледника, находится еще три зоны катания, примыкающие непосредственно к Фулпмесу (Шлик 2000), Нойштифту (Эльфер), и почти Телфесу (Серлес) – все это не является особо страшным. У нас получилось где-то так: пять дней на Леднике, пять дней на Шлике, пара дней – экскурсии/музеи/шопинг, и пара дней – Серлес/Эльфер.

С непосредственно местом проживания нам откровенно повезло (большую часть фоток домика приведу с сайтов интерхоума и букнга, все остальные – можно посмотреть у них, ниже будут ссылки).

Вид на Шале

Во-первых, мы поселились в совершенно потрясающем пятикомнатном номере в шале (с нормальной парковкой под обе наши машины). Во-вторых – у нас было все необходимое, начиная от бесплатного Wi-Fi, посудомойки, сушки для горнолыжных ботинок, телевизора и заканчивая офигительной сауной (пусть даже скорость интернета была невелика, а сауна инфракрасная, а не финская – нашим потребностям это более-менее удовлетворяло).

Шале - гостинная

Ну и в-третьих, и это, наверное – самое главное – это настолько радушная хозяйка, что просто сложно представить. Свежие булочки по утрам, Штрудели (в четверг, если не ошибаюсь), решение всех возникающих вопросов просто-таки мгновенно (при том, что хозяйка говорит практически только по немецки). Frau Penz – просто снимаю шляпу. С таким гостеприимством мне еще не доводилось встречаться.

Шале - одна из спален в современном стиле

Ну и как окончание – это наличие в ста метрах от дома совершенно настоящей фермы коров этак на двадцать, где можно в 6-7 часов вечера купить свежего молока из рассчета два с половиной евро за два литра – и не того, что в рекламе показывают, а абсолютно настоящего и натурального. Фермер – веселый молодой парень, днем – инструктор по сноуборду, а утром и вечером – фермер 🙂 С совершенно спокойной душой могу порекомендовать эти аппартаменты – гарантированные 9.5 баллов из 10. Даже жалко, что Интерхоум и Букинг.ком берут себе такой большой процент (как выяснилось потом из беседы с ней) – если бы знали, бронировали бы напрямую у нее.

Обычная спальня - такая еще одна

Прямо рядом с домом (в ста метрах) находится остановка трамвая (его можно видеть на моих фотографиях в начале этой статьи – и кстати, его абсолютно не слышно) – если с горнолыжным снаряжением – то можно бесплатно доехать до конечной станции Фулпмеса к Шлик 2000. Хотя, конечно, это для экстрималов – топать потом от вокзала к подъемнику в гору около километра, или даже ехать на ски-басе – та еще веселуха. Но это касается любого места проживания – если жить не в гостинице рядом с подъемником, а снимать шале – то без машины придется тяжеловато, в каком городке ни жить – тут уж судьба – или трамвай, или скибас.

Вид на ферму

У нас на всю кампанию было две машины, и этого более-менее хватало – и на лыжах всем выехать, включая детей, и за продуктами съездить (без детей, конечно, легче). Самый крупный, как мне показалось, продуктовый магазин – это Билла в Нойштифте. Не найти ее невозможно – она находится прямо вдоль трассы, почти в его центре. Чуть меньшие, или примерно такие же по размеру магазины – MPREIS находятся также в Нойштифте (напротив интерспорта/BP-шной заправки) и Фулпмесе (прямо на повороте в него с трассы). Совсем небольшие – SPAR – в Фулпмесе и Телфесе. Но тем не менее – там есть все необходимое, начиная от йогуртов, и заканчивая подгузниками. Только вот необходимо помнить, что в 6-7 вечера они уже закрываются. Это касается и крупных магазинов (и вообще – всех магазинов в Австрии). Мы были в них несколько раз, поскольку первую неделю подъедали привезенные из Мюнхена припасы 🙂 Ну а дальше – стандартно – пиво – австрийское вперемешку с немецким, йогурты, колбаски, сыры, фрукты, пару раз – шнапс. При этом обедали в основном в кафешках (ресторанами их язык не поворачивается назвать) на горе – той или иной, в среднем получалось где-то по 10 евро с носа.

Из касается апре-ски – что в Телфесе, что в Фулпмесе – особо интересного ничего нет, все достаточно стандартно. Так, несколько ресторанов, несколько магазинов, по слухам – где-то стрип-клуб местный с нашими/украинскими девушками, если кого вдруг интересует. А вот в Нойштифте – кроме ресторанов/магазинов находится совершенно замечательнейший бассейн (почти на выезде из Нойштифта), часть которого находится в помещении, а часть – на улице, отгороженная пластиковыми сдвигающимися шторками, которые можно сдвинуть, а можно поднырнуть под них (фотка бассейна с их сайта).

Бассейн в Нойштифте

В придачу к бассейну имеется джакузи, водная горка “черная дыра”, кафе, боулинг, и замечательная огромная парковка, бесплатная, что примечательно. Более того – по суперскипасу и сам бассейн был совершенно бесплатный (боулинга/кафе это, понятное дело, не касается). Главное – не забыть двухевровую монетку, чтобы можно было запереть шкафчик – она, конечно, потом вернется, но если ее нет – то никакая наша мелочь не подходит. Дети от бассейна были в полном восторге, и пропадали там каждый день после шести часов. Не смотря на то, что на горке было написано ограничение в 9 лет – мы видели, как немецкие/австрийские ребятишки на вид 5-6 лет то и дело летали сверху вниз. После чего мы разрешили кататься и нашим шестилетним – сначала попробовали вместе с ними, а потом пустили и по одиночке. Ничего страшного там нет – если следить, и без фанатизма, естественно. Зато впечатлений – масса. Восторга не меньше, чем от бассейна – даже взрослым понравилось.

Ну а теперь – о главном. О горах и склонах. Как я уже сказал, в Штубае четыре основных зоны катания (есть еще пара совсем маленьких, но их даже упоминать как-то неловко) – сам ледник “Штубай глетчер”, “Шлик 2000”, “Элфер” и “Серлес”. Ну, с глетчером все понятно, а месторасположение всех остальных, включая основные подъемники – можно посмотреть на wikimapia. Можно покупать ски-пасы на любой из них, а можно – супер-скипасс, действителный на всех подъемниках долины. Мало того, что это выгоднее с точки зрения финансов, так как я уже сказал – дает возможность бесплатно посещать бассейн в Нойштифте. Главное – не забыть свою гостевую карту (даром, что-ли за нее по два евро с носа в сутки платишь гостевого налога) – она дает скидку в 10% на суперскипас. Супер-скипас можно брать как на все дни, так и на сколько-то из скольких-то (к примеру – на 10 из 14), если планируете съездить куда-то на экскурсию, или просто отдохнуть от каталки. Получится дешевле – не на эквивалентное количество дней, конечно, но весьма существенно. Например, на пять дней стоил 187 евро, на 14 дней – 379 евро, на 10 -307, а на десять дней из 14 – 316 ойро (это уже с 10% скидкой).

Но приступим к рассмотрению непосредственно зон катания.

О Эльфере и Серлесе – рассказывать практически нечего. Обе эти зоны катания – как близнецы братья.

Elfer Lift

К сожалению, сфотографировать мне их довелось в конце нашей поездки, когда наконец-то выпал снег – и только в условиях черезвычайно сильной облачности, поэтому могу лишь привести фото с нижних станций подъемников.

Serles

На каждой из них – по восьмиместному подъемнику гондольного типа “яйцо”, и практически только по одной трассе для спуска на лыжах, и по паре тобоганных трасс. В Серлесе горнолыжная трасса, наверное попроще, но тем не менее – поинтереснее, чем в Элфере. Я бы сравнил их со Степановской трассой в Волене – с той лишь разницей, что в Степаново, конечно, труба пониже, да дым пожиже. Ну, то есть, они раза в полтора пошире, и раза в три – длиннее. Но что касается тобоганных (санных) трасс – Элфер выигрывает у Серлеса с огромным отрывом. Не по количеству, нет – по качеству. Если в Серлесе, не смотря на всю ее длину (порядка 8 км) половину пути (ну ладно, не половину – треть) приходится тащить санки за собой, поскольку уклон немногим более нуля, то в случае Элфера санки летят сами, что только успевай их тормозить. Трасса извилистая, особо не огороженная – поэтому шлемы крайне рекомендованы.  Что мне, что сопровождаемым детям (одних их на санках отправить мы не рискнули) сие развлечение понравилось ну просто исключительно. Это то, что обязательно стоит включить в свою программу – всего за 5 евро в день мы получаем в аренду отличнейшие деревянные сани, и остается только пожалеть, что на ноги не выдают подковы, чтобы не стереть каблуки 🙂

Если Серлес с Элфером мне напомнили Степаново, то Шлик 2000 – точно также напомнил Сорочаны, с теми же самыми допущениями про трубы и дым. Поскольку мы посвятили ему практически половину нашего катального времени (находился он буквально в 3-5 минутах езды от нашего Шале, так что даже рации до него добивали), на нем я остановлюсь подробнее.

Вид с верхней станции schlick2000

Если коротко пытаться описать эту зону – то на ум приходит только одно – это фан. Удовольствие, то-бишь. Здесь никто не пытается особо заниматься спортом, здесь – получают наслаждение от отдыха. Вы приехали сюда не для того, чтобы ходить трассы, а получить наслаждение от лесного ландшафта, погреться на солнышке, неторопливо спуститься по одной из трасс. И это (фан) выражается во всем – от отношения тренеров к обучению в горнолыжной школе, до совершенно замечательнейшего Night show – где в 8.30 вечера показывают, что могут их инструктора, спец-приглашенные спортсмены, ратраки, а завершается все феерверком. Не посетить это шоу просто нельзя, стоит 5 евро, но настолько здорово, что я и 50 бы не пожалел. Очень круто, весьма рекомендую, в этот раз шоу, кроме 4 и 9 января, еще были 6, 13 и 20 февраля и 6 марта. Самому сфотографировать не удалось, поэтому фотку утащил отсюда.

Фейерверк на Шлик 2000

Впрочем, в том, что никто там не напрягается – есть и определенные минусы. На сайт их – без слез невозможно смотреть,  а горнолыжная школа в Шлике – если ставить цель повысить уровень катания – абсолютно не подходит для русскоязычных детей. Ее направленность – это опять же – не обучение, а получение фана, причем – скорее у родителей – ребенка будут пасти, в туалет отведут, накормят, в пятницу соревнования проведут, на пьедестал поставят, грамоту с медалью дадут (их с первым местом всем дают, кто бы какое место не занял, и никто не уйдет обиженным), в общем не пропадет. Ну или если просто цель отделаться от ребенка, чтобы не мешал родителям кататься – то тоже нормально. Но я бы своего во второй раз туда ни в коем случае бы не отдал – во-первых – по 15 детей на одного тренера, соответственно своей очереди спуститься ждут по 15-20 минут (как вам – 4-5 спусков с учебной горочки за час занятий), во-вторых – совершенно непреодолимый языковой барьер (ни одного русскоязычного тренера – все на индивидуальных занятиях). Не то, что как стойку правильно держать объяснить не могут, а даже как бугель-швабру хватать. Объяснения жестами для 5-7 летних прокатывают очень плохо. В результате пятидневных занятий ребенок лишь немного увеличил уровень катания, приобретенный в Сорочанах, так, просто вспомнил все, что за год уже забылось. Мало того, если до поездки он с огромным желанием рвался в школу (помня о занятиях в подмосковье), то в конце “обучения” на вопрос – ну что – хочешь еще пару дней покататься на лыжах – ответ был “нет, папа, не надо, не хочу!” (хотя затем, как оказалось – не хотел он именно в школу, поскольку потом на ледник со мною ездил с огромным удовольствием по самым простым трассам). Впрочем, если брать индивидуальные занятия – все гораздо лучше (наши жены брали). Только вот не бюджетно ни разу – по 90 евро за 2 часа. В результате в конце поездки я очень жалел, что не взял для него индивидуальные занятия, или не отдал в школу на леднике – там и народу гораздо меньше на одного тренера, и, говорят, к обучению более ответственно подходят. Зато (опять – вспоминаем про фан) – на шлике при школе есть садик, в который берут детей уже с трех месяцев! А вот на глетчере – только с трех лет. Еще из плюсов курорта то, что при том, что на склонах народа достаточно много – очередей на подъемники практически нет – разве что когда подваливает ски-бас к самой нижней станции.

Схема спусков Шлик 2000

От нижней станции гондольный подъемник ака “яйцо” на 6 человек идет до средней станции, где находится детский сад и горнолыжная школа, высаживает всех желающих, подсаживает новых, и идет дальше – на вершину хребта. С верхней станции спуск идет только один, на схеме он так и обозначен – цифрой 1. С этим была связана огромная проблема, когда мы в воскресенье, часам к 11 туда забрались, наши спутницы, которые вот уже год как не стояли на лыжах, были вынуждены соскабливаться вниз по огромнейшим буграм, нарытым с пятницы до воскресения – высотой до метра, поскольку трасса абсолютно не была отратрачена. Но и это еще не все – когда мы подъехали к развилке 1b и 4-ой красной трассы, то обнаружили, что 1b закрыта из-за лавинной опасности, и спуск вниз остается только по тем же самым буграм, только теперь уже вообще красным. Справедливости ради, надо отметить, что случилось такое только в день нашего приезда – а в последующие дни ее все-таки привели в божеский вид, да и 1b открыли. Но откровенно говоря – нам больше нравились красные 2-я и 3-я трассы, ну и 4с – тоже ничего, хотя и узковата – как шар в желобе катишься – только в конце расширяется, но там есть очень опасненький поворотик, на котором, как правило, складываются разогнавшиеся новички. А вот продолжение 1-ой после нижней станции подъемника C – это вообще – издевательство какое-то – абсолютно пологая, узкая, и при этом – на последней своей четверти еще и ледяная, присыпаная порошковым снегом. По ней только к детскому саду можно было спускаться в конце катания. Поэтому нам гораздо больше нравилось доезжать до креселки, и подниматься наверх, к 2-ой, 3-ей и 4с. Про пятую могу сказать, что если она безо льда и хорошо отратрачена – то ближе к синей. Но ратраки на нее выпускать забывали, в результате свою красноту она вполне оправдывала. Ее минус в том, что забраться туда можно только на бугеле, а мы уже были изнежены креслами и яйцами. Кстати, там со мной произошла интересная история: еду я себе на бугеле, никого не трогаю, и вдруг – в месте, где пересекаются 1-ая синяя и этот бугель, в месте чуть выше, чем пересечение синей и красной – я вижу, что на меня, визжя и пища, и даже не делая никаких попыток притормозить – летит горнолыжница в прекрасном белом комбинезоне. Я пытаюсь уйти с ее траектории, насколько это возможно, будучи прицепленным к бугелю – но девушка, просто как ракета с наводящейся боеголовкой четко следует за мной. В конце концов разминутся нам не удается, она влетает в меня, сшибая меня с уже до конца вытянувшегося в сторону бугеля, и вместе мы летим вниз по склону. Что ж вы, милая девушка делаете? – спрашиваю я. Ну, или примерно так. Ой, извините – отвечает она на чистом русском языке. Нда… Вот так вот. Чтобы на склоне меня подрезали неожиданно – бывало не раз, но чтобы так, посреди Австрии с бугеля снести, да к тому же и соотечественнице – это, конечно, надо сильно постараться. Слава богу, все остались целы и невредимы.

Ну и на последок скажу про седьмую трассу, ведущую от средней станции гондол к нижней. Тратить на нее время, и спускаться в конце катания (особенно, когда снег в долине еще не выпал) – смысла вообще никакого нет. Представьте себе – узкая тропинка, буквально 3 метра, а в некоторых местах и на поворотах – так вообще по полтора-два, вся изрытая буграми из-за отсутствия альтернатив спуска (или по ней, или на подъемнике), с периодическими вкраплениями льда. Один раз попробовали – а дальше уже всегда ехали вниз на подъемниках. Единственное место, где никакого фана не было.

Ну и уж совсем в конце – расскажу еще одну забавную историю, произошедшую с нами на этом Шлике, к катанию уже относящуюся опосредовано.

Как известно, горнолыжная школа заканчивает свою работу в 3 часа дня, а последний подъемник уходит вниз в пол-пятого. И вот, забравши из школы старшего ребенка, вторая половина едет с ним и со всем своим и его горнолыжным добром вниз, к интерспортовскому магазину, чтобы сдать в депо его ботинки и лыжики. Отдают все, и спокойно возвращаются домой. А вечером, в восемь-тридцать нас как раз ждало night show. После дружного посещения, впечатлившись, и употребив с нашими товарищами пару стаканчиков глинтвейна, мы спокойно заснули, договорившись, что с утра пораньше особо долго собираться не будем, и сразу ломанемся кататься. А надо сказать, что из машины мы на просушку забирали только наши ботинки – а лыжи – так в багажнике и оставляли лежать (фотка с глетчера, но неважно – поверьте, лыжи лежат в машине :).

Наш Бимер X1  - в багажнике лыжи...

И вот утром, подхожу я заводить машину, закидываю в багажник ботинки, и краем глаза замечаю, что лыжи – лежат только одни. С этого дела я тихо фигею, и возвращаюсь обратно в дом, вопрошая, никто случайно из машины вторые лыжи не доставал? Слушай, говорит мне подруга жены – а мы когда вчера шли на Шоу – я у Интерспорта видела стоящие на улице лыжи – ну точь в точь, как Ваши. ОК, говорю, а после окончания шоу? – Уже не помню, вроде нет… Ну, ок, все равно – поехали, говорю, ребенку в школу надо, уже чувствуя пятой точкой, что кому-то подарили лыжи. Добираемся до интерспорта – смотрим – нет, там где вечером она их видела – уже нет. Чего делать… Заходим в интерспорт – все равно ребенку в школу надо из их депо оборудование брать. Заодно интересуемся, не видели ли они там, за окном, стоящих забытых лыж. Каких-таких лыж – спрашивают они? Ну такие, серенькие… Волкл еще на них написано… Парень смотрит в потолок. – Хм. С такими креплениями раздвигающимися? – Да! – В 147-ой ростовочке? – ДА!!! – Нет, не видели. И улыбается. Потом показывает на мартышку-копилку, которая у кассы стоит, и чаевые собирает – говорит – ну, ребят, с вас причитается. За хранение. И выносит наши лыжи из депо. Просто камень с души упал. И хотя по ассортименту оборудования интерспортовские магазины – что при леднике, что в городе – мне не очень понравились (до наших, типа канта, или триал-спорта – им, имхо, далековато), потом мы у них и новый чехольчик для лыж, и ботиночки с шлемом, и детские игрушки прикупили 🙂 Уж не знаю – может быть частично чувство благодарности к честным австрийцам двигало.

А теперь – пришло время рассказать о главной Штубайской достопримечательности – леднике.

Схема горнолыжных трасс Штубайского ледника

Нет, даже не так – о Леднике. С большой буквы. Если, как я уже сказал, Шлик 2000 – это фан во всем, то будучи на леднике, чувствуешь, что здесь все серьезнее. Вроде бы практически такие же подъемники – тоже шестиместные яйца, вид сбоку, но как-то все основательно, монументально. От нижней станции наверх ведет не один подъемник, а сразу два – Гамсгартен и Эйсграт (эльфийские какие-то названия, простите за мой немецкий). До средней станции они идут параллельно (туда на лыжах можно спуститься – а оттуда никуда, кроме как на подъемниках, уже спуститься невозможно), а дальше – разветвляются: Гамсгартен уходит правее, а Эйсграт – левее. Основное место тусовки, где находится горнолыжная школа и огромное трехэтажное здание, вмещающее в себя и магазин, и ресторан, и детский сад – находится на следующей, конечной станции Гамсгартена. Оттуда на самый верх можно будет забраться только на креселках с закрывающимися колпаками. И туда же идет продолжение Эйсграта от его второй станции (ничего особенного там, кстати, нет) – но в ветренную погоду его закрывают. Приехав туда, надо выкинуть из головы весь фан, что был на Шлике. Потому что если на Шлике трассы более-менее соответствовали своим цветам, усложняясь только в разбитом состоянии, или при плохой погоде – то здесь – синие трассы даже в хорошую погоду отдают в красный оттенок, ну а красные – стремительно скатываются ближе к бордовому.

Первая очередь подъемника на Stubai Gletcher

Реально синяя, на всем своем протяжении (как мне показалось) там только одна трасса – семерка. По ней мы с моим подрастающим поколением о шести годинах спустились раз десять без каких либо проблем, на все остальные я его взять не рискнул. Четверка – недостаточно широкая, скорее даже весьма узенькая, и не смотря на то, что к моменту 4а она достаточно неплохо расширяется, примерно на столько же возрастает и угол ее наклона. Для средне-катающихся – кайф, но начинающие соскабливаются с осторожностью. Синяя единичка, идущая с вершины – отличается шириной, но достаточно часто на ней бывают сильнейшие порывы ветра с перевала, при прыжке на каком-нибудь бугре можно и не расчитать. Синяя десятка – ничего, в хорошую погоду можно и начинающим порекомендовать, по сложности мне показалась следующей после семерки, разве что начало черезчур узковато. Красная двойка проходит между скал и камней, выскакивать на нее без шлема – крайне не рекомендуется. Самый большой облом меня ожидал с сочетанием синих 5/5а/5с и десятки. Еще до того, как там оказаться, судя по схеме, я предполагал, что 5/5а переходят в 5с, после чего переходят в десятку, давая одну длиннющую трассу. В реальности все оказалось совсем не так. Шестиместный кресельный подъемник поднимает вас вдоль десятки на перевал. И оттуда вы можете спуститься обратно вниз по десятке, а можете – по 5с спуститься вниз метров на сто пятьдесят на противоположную сторону этого перевала, туда, где начинаются бугеля, ведущие к началу 5 и 5а. И вот это маленькое креслице, ведущее вдоль 5с, как оказалось, закидывает к десятке снизу тех, кто спускается по 5 и 5а, а вовсе не наоборот, как нарисовано (вернее – смотреть надо на то, куда смотрят лица сидящих в подъемнике). Иными словами: мы спускаемся вниз по 5/5а, затем на двухместной креселке поднимаемся вверх где-то на 150 метров, и оттуда спускаемся по десятке).

Найди горных козлов!

Больше всего меня расстроило то, что я не успел попробовать знаменитейшую Wilde Grub’n – я все оставлял ее на последок, но в последний день катания не успел… И сейчас расскажу, почему.

Как я уже говорил, сложность трасс на Штубай Глетчер несколько превышает свои цветовые обозначения даже в хорошую погоду. Что же говорить о том, когда начинается непогода! В день перед нашим отъездом, 17-го января, стоял сильнейший туман, что уже в 50 метрах ничего не было видно, порывы ветра были такими, что часть подъемников наверху закрыли, на вершине было около 25 градусов мороза, а количество выпавшего в предыдущий день снега превышало местами 70 см. Но это был последний день, и хорошенько экипировавшись, я выдвинулся на ледник. Первое, что меня удивило – это то, что было уже пол-десятого дня, а на парковке стояло всего 15 машин. Поднявшись на Эйсграт, я вышел со станции подъемника. Сперва я не понял, что было не так. Немного приглядевшись, до меня дошло, что я не вижу рельефа. Не было ни одного следа – не то что от ратрака, но даже от лыж. Становилось понятно, что я здесь вылез первым, вероятно все остальные уехали на Гамсгартен. Чуть-чуть продвинувшись вперед, я попытался нащупать то место, где должна была начинаться четвертая трасса. А, вот наконец и синие кружочки. Черт побери, как не похоже на то, как это выглядело в хорошую погоду. Еще спустя пару метров мои, в общем-то не приспособленные к фрирайду лыжи утонули сантиметров на 15-20 в пухлом снегу. Ну что-ж, покатаемся по целине. Заваливаясь назад, чтобы хоть как-то всплыли носки лыж, я начал свое продвижение вперед и вниз. Слов нет, фрирайд – конечно здорово, но не на узких лыжах, и не в условиях, когда в 50 метрах ничего не видно. Однако, видя остающийся на белой пустыне за мной след, я стал испытывать даже какую-то радость – хоть птица и на всю голову долбанутая, но гордая и сильная. А раз так, то надо и на Штубайском троне сфотографироваться. Последний день, как-никак. Трон, как известно, находится на станции Топ оф Тироль. Да-да, там, где -25 градусов сейчас. Что же, подумал я – сейчас доеду до начала 4а, поднимусь там на шестиместной креселке, оттуда по 5с вниз, там – на бугеле – и вот я уже наверху. А вот и нижняя станция шестиместки. Усаживаюсь в гордом одиночестве в кресло и еду наверх, видя, что по моим следам на четверке спускается группа из 3-4 человек. А вот уже и верхняя станция. Слезаю, иду к 5с. Черт, а где же указатели? Вдруг замечаю что-то синеющее в снегу. Внезапно приходит понимание, что это – занесенный по самую маковку снегом указатель. Ну нифига себе. Ладно, поехали. Трасса 5с – полностью исчезла. Ладно, будем ориентироваться по рельефу. Так, где-то тут должно быть озеро. А, вот оно. Так, едем к нему, и сворачиваем налево. Лишь бы лавина не сошла. Блин, ну хоть бы на 200 метров было видно… А, вот и начало бугелей. Бугели крутятся, креселка крутится. ОК, цепляемся… Поехали! Так, вот вершина… А вот и трон. И никого в округе. Краем глаза замечаю, что бугеля останавливаются. Ну ладно, черт с ними, потом разберемся. Ветер, -25, опять валит снег. Так, как бы телефон приладить, чтобы сфотографироваться… Сначала просто попробую этот трон заснять. Так, нормально получилось (приведу пару фото – первая не моя, это то, как все должно выглядеть. Вторая – моя, дает отдаленное представление, на сколько хорошо и далеко было все видно в тумане, трон находится от фотоаппарата в трех метрах).

Трон в хорошую погоду (фото не мое)

Трон, каким видел его я

Снова одеваю перчатку. Ага, сейчас воткнем палки, его – в ремешки палок затянем, останется только на спуск нажать. Нда, в горнолыжных перчатках засунуть его, мягко говоря, непросто, не то, что нажать на сенсорный экран. Ладно, опять долой одну перчатку, начинаю прилаживать к ремешкам. Телефон норовит выскочить в снег. От ветра и холода рука практически мгновенно немеет. Последним усилием затягиваю ремешок, нажимаю автоспуск через 10 секунд, и сайгаком несусь к трону, на ходу натягивая перчатку. Щелк! Возвращаюсь к телефону, понимая, что рука ничего не чувствует. Убираю его во внутренний карман, руку без перчатки засовываю внутрь куртки, поближе к телу, начинаю тереть и греть. Ну вот, вроде полегче. Теперь надо спуститься. Так, в таком состоянии по красным я не ездок, а на 4-ке я уже сегодня был. Решено – еду по 5, там поднимаюсь на креселке к 10, спускаюсь по ней, потом по 4а, ну а там – видно будет. Черт, опять ничего не видно. А, вон креселка! Черт, она стоит! Видимо, остановили вместе с бугелями! Нет ребята, 150 м вверх по такому снегу по 5с я не осилю. Подъезжаю к станции. Слава богу, кто-то есть. На меня смотрят, как на приведение. Ты откуда здесь? ОК, давай, подъезжай. Пускают креселку наверх. Сажусь, поднимаюсь к десятке. Там люди, человек шесть, и за перевалом не так облачно. Дружно спускаемся вниз. Время? Только час дня. Казалось, должно быть уже все четыре. Все, хватит на сегодня приключений. Сейчас к Гамсгартену – купить еще пару брелков-подъемников, и домой. На Гамсгартене – цивилизация, люди. В горнолыжных школах, правда, никого – но это и понятно. Ну что? Еще одно приключение с Wilde Grub’n? Нет, точно – на сегодня хватит. Там по слухам и в хорошую-то погоду не ясно, куда ехать, а сейчас… Сегодня уже в три ночи вставать, надо собираться. С сожалением сажусь на подъемник, и еду вниз, к парковке. На парковке – уже штук 60-80 машин, народ подтянулся. Жаль, конечно, что так получилось. Ничего, надо еще что-то оставить. Чтобы было, зачем вернуться. А под кат – выкладываю ту самую фото. Вообще, не сторонник выкладывания фото с собой, или какими-либо знакомыми. Но эту, и под катом – можно. Слегка подредактировал, т.к. все-таки телефон под наклоном висел на ремешках, и чуток снежок убрал с балаклавы.

Спойлер

Дошли!

[свернуть]

Ну, вот и заканчивается мое повествование. Потом были сборы, прощание с радушными хозяевами, ночная дорога по автобану, где Сиджик завел в 15 км от аэропорта в какую-то деревню, где ремонтировали дорогу, про что он был не в курсе, постоянно отправляя меня на закрытый поворот (чтобы я еще раз когда-нибудь воспользовался этой тупой программой! В 100500 раз сливает iGo как по удобству пользования, так и по прокладке маршрута), сдача машины в аэропорту, получение TaxFree (пол-часа разбирался, что надо сначала получить штамп в специальном таможенном киоске на этих бумажках, а потом уже идти к ним), регистрация на рейс, и опять дюти фри. Кстати, регистрировались за три с половиной часа, еще до того, как открыли общую регистрацию именно на этот рейс – на какой-то отдельной стойке. В зале ожидания узнали, что рейс предыдущего дня (как раз 17-го, когда я, как ежик в тумане, ползал по склонам глетчера) – AirBerlin отменил, и не то, что не предложил никакой компенсации людям, которые не смогли улететь – а даже не накормил их обедом. У нас все было хорошо, не считая холодных бутербродов, и уже через три часа самолет коснулся ВПП Домодедово.

Оглядываясь на эту поездку, могу однозначно сказать, что отдых удался. Дети не разболелись, отлично перенесли как перелеты, так и переезды, пара лыж, чемоданы, двое взрослых и двое детей от полутора до семи лет, и даже одна коляска – в одной машине вполне неплохо помещаются. Штубайская долина – отличнейший курорт, и как показала практика – самостоятельная поездка туда даже с детьми – вполне себе имеет смысл. Напоследок – хочу привести небольшой список наших трат именно на проживание/питание/катание, чтобы можно было оценить, что по чем. Естественно – не привожу то, что покупали для того, чтобы привезти с собой – это можно и на несколько мультов насчитать. Итак, из расчета не на всю компанию, а на четверых, из которых двое – детей, на 14 дней (с небольшим округлением):

Проживание – 1200 евро (Мюнхен+Австрия)

Перелет+лыжи – 1220 евро

Машина – 450 евро

Бензин – 110 евро

Парковки – 35 евро

Виньетки – 15 евро

Скипас+скисервис – 340 евро

Горнолыжная школа ребенку на 5 дней – 200 евро

Детский сад на три дня – 100 евро

Школа для двоих взрослых – три занятия по 2 часа – 330 евро

Рестораны – 250 евро

Продукты – 250 евро

Музеи – 50 евро

Всякая мелочевка, типа такси, трамвая, тобоганов, шоу и т.п. (в общем, деньги разбежались) – около 250 евро

Итого, не включая шопинга – 4800 евро на четверых, или 1200 на одного. Цены в агенствах начинались от 2000 ойро на каждого, включая и совсем мелкого – и никаких там машин/музеев/горнолыжных школ.

После того, как с финансовым вопросом покончили – осталось самое последнее. Я привык, что каждое путешествие у меня ассоциируется с какой то песней, и запуская ее, я вспоминаю, как же там было классно. Так и это путешествие – однозначно теперь ассоциируется с евродисковой песней, выпущеной чуть ли не d 1997 году немецкой группой Puhdys, и перепетой чуть ли не 10 лет назад немецкой же группой Sound Convoy, и с тех пор неизменно входящей каждый год в каждый альбом Apre Ski, и звучащую в любой кафешке – будь то на горе или в долине. Итак, слушаем, смотрим – а те, кто был в этом сезоне в Австрии – подпеваем!!! Хей, Вир Воллен Айсберн Зейн!!!

Sound Convoy – hey wir woll’n die eisbärn sehn!

 

Ну, и чтобы уж совсем корректным быть – не могу не привести оригинал:

 

На сим – разрешите откланяться. Надеюсь, я не слишком занудствовал, и вам понравилось мое повествование. Ну а если у кого возникнут какие вопросы – добро пожаловать в комментарии, или пишите на мой e-mail.

1
You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.
13 комментариев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Subscribe without commenting

QR Code Business Card