Ну вот, дорогие читатели, и пришло время приступить к пятой, заключительной части моего повествования о поездке в Австрию, на горнолыжный курорт Штубай. Речь в ней пойдет о непосредственно самом курорте. Как вы, наверное, помните, мы были ограничены по датам поездки, и они ложились четко в первую-третью неделю января. Я уже как-то сетовал на то, что эти дни являются самыми дорогими с точки зрения как перелета, так и проживания. Но еще бы я обязательно отметил, что начало января достаточно часто отмечается неважнецким качеством снега, который просто не успевает выпасть к этому времени. Вот сравните три фотографии:
На первой — долина 9-го января.
Вид на наш домик вдалеке. Слабо верится в то, что первая декада января практически прошла, не так ли?
На второй — вид с той же самой точки на старый новый год. Как видим — снега слегка подсыпало.
Ну и последнее фото (правда, мобильник смотрит ровно в противоположную сторону — от дома вверх) — почти день отъезда, 17-е января.
Отсутствие снега в долине нивелирует наличие Штубайского ледника — но до него еще добраться надо (об этом — ниже). Таким образом, если есть возможность поехать во второй половине января или позже (но, конечно, до 1-го марта) — то стоит ей воспользоваться. И снег будет гарантированно, и траты существенно меньше. Ну, а если ехать до января или в марте — то селиться лучше рядом с ледником. Оно надежнее.
Вообще, Штубайская долина представляет из себя очень длинное, достаточно узкое и вытянутое ущелье общей протяженностью в 28 км. Вдоль всей долины идет трасса 183, официально называющаяся (какая неожиданность!) Штубайталь штрассе. У ледника она примыкает к деревушке, состоящей из одной гостиницы и пары домов под названием Муттербергер-Альм, а другим концом — выходит к Австрийско-Итальянскому автобану А13, он же Е45. Вдоль всей трассы стоят небольшие деревушки на пять-десять домов, общим числом — под двадцать штук (деревень, а не домов). Крупных поселков городского типа в долине всего три — Телфес и Фулпмес в ее основании (читай — 25 км от ледника), и Нойштифт — примерно в 17 км от ледника (Мидерс не считаем).
При этом необходимо отметить, что во всех деревнях/поселках, и на участках примыкающей к ним трассы скорость ограничена как знаками даже не 60, а 50 км/ч (что весьма часто контролируется полицией — и плюс 20 к разрешенной ехать, как на Дмитровке — не получится), так и тащущимися ски-басами, нередко тормозящими и до 40 км/ч. Из всего этого следует несложный вывод, что если Вы живете в Телфесе, Фулпмесе, или тем более Луимесе — то до ледника в один конец ехать будете даже на машине не менее 35-40 минут, чем мы и занимались примерно 5 дней из 14. Из Нойштифта — конечно, побыстрее, но тоже не меньше 25-30 минут. Кататься туда-сюда, если снега в долине не будет — радость та еще. Впрочем, если ехать во второй половине января или позже, и рассчитывать на то, что в Штубайской долине, кроме ледника, находится еще три зоны катания, примыкающие непосредственно к Фулпмесу (Шлик 2000), Нойштифту (Эльфер), и почти Телфесу (Серлес) — все это не является особо страшным. У нас получилось где-то так: пять дней на Леднике, пять дней на Шлике, пара дней — экскурсии/музеи/шопинг, и пара дней — Серлес/Эльфер.
С непосредственно местом проживания нам откровенно повезло (большую часть фоток домика приведу с сайтов интерхоума и букнга, все остальные — можно посмотреть у них, ниже будут ссылки).
Во-первых, мы поселились в совершенно потрясающем пятикомнатном номере в шале (с нормальной парковкой под обе наши машины). Во-вторых — у нас было все необходимое, начиная от бесплатного Wi-Fi, посудомойки, сушки для горнолыжных ботинок, телевизора и заканчивая офигительной сауной (пусть даже скорость интернета была невелика, а сауна инфракрасная, а не финская — нашим потребностям это более-менее удовлетворяло).
Ну и в-третьих, и это, наверное — самое главное — это настолько радушная хозяйка, что просто сложно представить. Свежие булочки по утрам, Штрудели (в четверг, если не ошибаюсь), решение всех возникающих вопросов просто-таки мгновенно (при том, что хозяйка говорит практически только по немецки). Frau Penz — просто снимаю шляпу. С таким гостеприимством мне еще не доводилось встречаться.
Ну и как окончание — это наличие в ста метрах от дома совершенно настоящей фермы коров этак на двадцать, где можно в 6-7 часов вечера купить свежего молока из рассчета два с половиной евро за два литра — и не того, что в рекламе показывают, а абсолютно настоящего и натурального. Фермер — веселый молодой парень, днем — инструктор по сноуборду, а утром и вечером — фермер С совершенно спокойной душой могу порекомендовать эти аппартаменты — гарантированные 9.5 баллов из 10. Даже жалко, что Интерхоум и Букинг.ком берут себе такой большой процент (как выяснилось потом из беседы с ней) — если бы знали, бронировали бы напрямую у нее.
Прямо рядом с домом (в ста метрах) находится остановка трамвая (его можно видеть на моих фотографиях в начале этой статьи — и кстати, его абсолютно не слышно) — если с горнолыжным снаряжением — то можно бесплатно доехать до конечной станции Фулпмеса к Шлик 2000. Хотя, конечно, это для экстрималов — топать потом от вокзала к подъемнику в гору около километра, или даже ехать на ски-басе — та еще веселуха. Но это касается любого места проживания — если жить не в гостинице рядом с подъемником, а снимать шале — то без машины придется тяжеловато, в каком городке ни жить — тут уж судьба — или трамвай, или скибас.
У нас на всю кампанию было две машины, и этого более-менее хватало — и на лыжах всем выехать, включая детей, и за продуктами съездить (без детей, конечно, легче). Самый крупный, как мне показалось, продуктовый магазин — это Билла в Нойштифте. Не найти ее невозможно — она находится прямо вдоль трассы, почти в его центре. Чуть меньшие, или примерно такие же по размеру магазины — MPREIS находятся также в Нойштифте (напротив интерспорта/BP-шной заправки) и Фулпмесе (прямо на повороте в него с трассы). Совсем небольшие — SPAR — в Фулпмесе и Телфесе. Но тем не менее — там есть все необходимое, начиная от йогуртов, и заканчивая подгузниками. Только вот необходимо помнить, что в 6-7 вечера они уже закрываются. Это касается и крупных магазинов (и вообще — всех магазинов в Австрии). Мы были в них несколько раз, поскольку первую неделю подъедали привезенные из Мюнхена припасы Ну а дальше — стандартно — пиво — австрийское вперемешку с немецким, йогурты, колбаски, сыры, фрукты, пару раз — шнапс. При этом обедали в основном в кафешках (ресторанами их язык не поворачивается назвать) на горе — той или иной, в среднем получалось где-то по 10 евро с носа.
Из касается апре-ски — что в Телфесе, что в Фулпмесе — особо интересного ничего нет, все достаточно стандартно. Так, несколько ресторанов, несколько магазинов, по слухам — где-то стрип-клуб местный с нашими/украинскими девушками, если кого вдруг интересует. А вот в Нойштифте — кроме ресторанов/магазинов находится совершенно замечательнейший бассейн (почти на выезде из Нойштифта), часть которого находится в помещении, а часть — на улице, отгороженная пластиковыми сдвигающимися шторками, которые можно сдвинуть, а можно поднырнуть под них (фотка бассейна с их сайта).
В придачу к бассейну имеется джакузи, водная горка «черная дыра», кафе, боулинг, и замечательная огромная парковка, бесплатная, что примечательно. Более того — по суперскипасу и сам бассейн был совершенно бесплатный (боулинга/кафе это, понятное дело, не касается). Главное — не забыть двухевровую монетку, чтобы можно было запереть шкафчик — она, конечно, потом вернется, но если ее нет — то никакая наша мелочь не подходит. Дети от бассейна были в полном восторге, и пропадали там каждый день после шести часов. Не смотря на то, что на горке было написано ограничение в 9 лет — мы видели, как немецкие/австрийские ребятишки на вид 5-6 лет то и дело летали сверху вниз. После чего мы разрешили кататься и нашим шестилетним — сначала попробовали вместе с ними, а потом пустили и по одиночке. Ничего страшного там нет — если следить, и без фанатизма, естественно. Зато впечатлений — масса. Восторга не меньше, чем от бассейна — даже взрослым понравилось.
Ну а теперь — о главном. О горах и склонах. Как я уже сказал, в Штубае четыре основных зоны катания (есть еще пара совсем маленьких, но их даже упоминать как-то неловко) — сам ледник «Штубай глетчер», «Шлик 2000″, «Элфер» и «Серлес». Ну, с глетчером все понятно, а месторасположение всех остальных, включая основные подъемники — можно посмотреть на wikimapia. Можно покупать ски-пасы на любой из них, а можно — супер-скипасс, действителный на всех подъемниках долины. Мало того, что это выгоднее с точки зрения финансов, так как я уже сказал — дает возможность бесплатно посещать бассейн в Нойштифте. Главное — не забыть свою гостевую карту (даром, что-ли за нее по два евро с носа в сутки платишь гостевого налога) — она дает скидку в 10% на суперскипас. Супер-скипас можно брать как на все дни, так и на сколько-то из скольких-то (к примеру — на 10 из 14), если планируете съездить куда-то на экскурсию, или просто отдохнуть от каталки. Получится дешевле — не на эквивалентное количество дней, конечно, но весьма существенно. Например, на пять дней стоил 187 евро, на 14 дней — 379 евро, на 10 -307, а на десять дней из 14 — 316 ойро (это уже с 10% скидкой).
Но приступим к рассмотрению непосредственно зон катания.
О Эльфере и Серлесе — рассказывать практически нечего. Обе эти зоны катания — как близнецы братья.
К сожалению, сфотографировать мне их довелось в конце нашей поездки, когда наконец-то выпал снег — и только в условиях черезвычайно сильной облачности, поэтому могу лишь привести фото с нижних станций подъемников.
На каждой из них — по восьмиместному подъемнику гондольного типа «яйцо», и практически только по одной трассе для спуска на лыжах, и по паре тобоганных трасс. В Серлесе горнолыжная трасса, наверное попроще, но тем не менее — поинтереснее, чем в Элфере. Я бы сравнил их со Степановской трассой в Волене — с той лишь разницей, что в Степаново, конечно, труба пониже, да дым пожиже. Ну, то есть, они раза в полтора пошире, и раза в три — длиннее. Но что касается тобоганных (санных) трасс — Элфер выигрывает у Серлеса с огромным отрывом. Не по количеству, нет — по качеству. Если в Серлесе, не смотря на всю ее длину (порядка 8 км) половину пути (ну ладно, не половину — треть) приходится тащить санки за собой, поскольку уклон немногим более нуля, то в случае Элфера санки летят сами, что только успевай их тормозить. Трасса извилистая, особо не огороженная — поэтому шлемы крайне рекомендованы. Что мне, что сопровождаемым детям (одних их на санках отправить мы не рискнули) сие развлечение понравилось ну просто исключительно. Это то, что обязательно стоит включить в свою программу — всего за 5 евро в день мы получаем в аренду отличнейшие деревянные сани, и остается только пожалеть, что на ноги не выдают подковы, чтобы не стереть каблуки
Если Серлес с Элфером мне напомнили Степаново, то Шлик 2000 — точно также напомнил Сорочаны, с теми же самыми допущениями про трубы и дым. Поскольку мы посвятили ему практически половину нашего катального времени (находился он буквально в 3-5 минутах езды от нашего Шале, так что даже рации до него добивали), на нем я остановлюсь подробнее.
Если коротко пытаться описать эту зону — то на ум приходит только одно — это фан. Удовольствие, то-бишь. Здесь никто не пытается особо заниматься спортом, здесь — получают наслаждение от отдыха. Вы приехали сюда не для того, чтобы ходить трассы, а получить наслаждение от лесного ландшафта, погреться на солнышке, неторопливо спуститься по одной из трасс. И это (фан) выражается во всем — от отношения тренеров к обучению в горнолыжной школе, до совершенно замечательнейшего Night show — где в 8.30 вечера показывают, что могут их инструктора, спец-приглашенные спортсмены, ратраки, а завершается все феерверком. Не посетить это шоу просто нельзя, стоит 5 евро, но настолько здорово, что я и 50 бы не пожалел. Очень круто, весьма рекомендую, в этот раз шоу, кроме 4 и 9 января, еще были 6, 13 и 20 февраля и 6 марта. Самому сфотографировать не удалось, поэтому фотку утащил отсюда.
Впрочем, в том, что никто там не напрягается — есть и определенные минусы. На сайт их — без слез невозможно смотреть, а горнолыжная школа в Шлике — если ставить цель повысить уровень катания — абсолютно не подходит для русскоязычных детей. Ее направленность — это опять же — не обучение, а получение фана, причем — скорее у родителей — ребенка будут пасти, в туалет отведут, накормят, в пятницу соревнования проведут, на пьедестал поставят, грамоту с медалью дадут (их с первым местом всем дают, кто бы какое место не занял, и никто не уйдет обиженным), в общем не пропадет. Ну или если просто цель отделаться от ребенка, чтобы не мешал родителям кататься — то тоже нормально. Но я бы своего во второй раз туда ни в коем случае бы не отдал — во-первых — по 15 детей на одного тренера, соответственно своей очереди спуститься ждут по 15-20 минут (как вам — 4-5 спусков с учебной горочки за час занятий), во-вторых — совершенно непреодолимый языковой барьер (ни одного русскоязычного тренера — все на индивидуальных занятиях). Не то, что как стойку правильно держать объяснить не могут, а даже как бугель-швабру хватать. Объяснения жестами для 5-7 летних прокатывают очень плохо. В результате пятидневных занятий ребенок лишь немного увеличил уровень катания, приобретенный в Сорочанах, так, просто вспомнил все, что за год уже забылось. Мало того, если до поездки он с огромным желанием рвался в школу (помня о занятиях в подмосковье), то в конце «обучения» на вопрос — ну что — хочешь еще пару дней покататься на лыжах — ответ был «нет, папа, не надо, не хочу!» (хотя затем, как оказалось — не хотел он именно в школу, поскольку потом на ледник со мною ездил с огромным удовольствием по самым простым трассам). Впрочем, если брать индивидуальные занятия — все гораздо лучше (наши жены брали). Только вот не бюджетно ни разу — по 90 евро за 2 часа. В результате в конце поездки я очень жалел, что не взял для него индивидуальные занятия, или не отдал в школу на леднике — там и народу гораздо меньше на одного тренера, и, говорят, к обучению более ответственно подходят. Зато (опять — вспоминаем про фан) — на шлике при школе есть садик, в который берут детей уже с трех месяцев! А вот на глетчере — только с трех лет. Еще из плюсов курорта то, что при том, что на склонах народа достаточно много — очередей на подъемники практически нет — разве что когда подваливает ски-бас к самой нижней станции.
От нижней станции гондольный подъемник ака «яйцо» на 6 человек идет до средней станции, где находится детский сад и горнолыжная школа, высаживает всех желающих, подсаживает новых, и идет дальше — на вершину хребта. С верхней станции спуск идет только один, на схеме он так и обозначен — цифрой 1. С этим была связана огромная проблема, когда мы в воскресенье, часам к 11 туда забрались, наши спутницы, которые вот уже год как не стояли на лыжах, были вынуждены соскабливаться вниз по огромнейшим буграм, нарытым с пятницы до воскресения — высотой до метра, поскольку трасса абсолютно не была отратрачена. Но и это еще не все — когда мы подъехали к развилке 1b и 4-ой красной трассы, то обнаружили, что 1b закрыта из-за лавинной опасности, и спуск вниз остается только по тем же самым буграм, только теперь уже вообще красным. Справедливости ради, надо отметить, что случилось такое только в день нашего приезда — а в последующие дни ее все-таки привели в божеский вид, да и 1b открыли. Но откровенно говоря — нам больше нравились красные 2-я и 3-я трассы, ну и 4с — тоже ничего, хотя и узковата — как шар в желобе катишься — только в конце расширяется, но там есть очень опасненький поворотик, на котором, как правило, складываются разогнавшиеся новички. А вот продолжение 1-ой после нижней станции подъемника C — это вообще — издевательство какое-то — абсолютно пологая, узкая, и при этом — на последней своей четверти еще и ледяная, присыпаная порошковым снегом. По ней только к детскому саду можно было спускаться в конце катания. Поэтому нам гораздо больше нравилось доезжать до креселки, и подниматься наверх, к 2-ой, 3-ей и 4с. Про пятую могу сказать, что если она безо льда и хорошо отратрачена — то ближе к синей. Но ратраки на нее выпускать забывали, в результате свою красноту она вполне оправдывала. Ее минус в том, что забраться туда можно только на бугеле, а мы уже были изнежены креслами и яйцами. Кстати, там со мной произошла интересная история: еду я себе на бугеле, никого не трогаю, и вдруг — в месте, где пересекаются 1-ая синяя и этот бугель, в месте чуть выше, чем пересечение синей и красной — я вижу, что на меня, визжя и пища, и даже не делая никаких попыток притормозить — летит горнолыжница в прекрасном белом комбинезоне. Я пытаюсь уйти с ее траектории, насколько это возможно, будучи прицепленным к бугелю — но девушка, просто как ракета с наводящейся боеголовкой четко следует за мной. В конце концов разминутся нам не удается, она влетает в меня, сшибая меня с уже до конца вытянувшегося в сторону бугеля, и вместе мы летим вниз по склону. Что ж вы, милая девушка делаете? — спрашиваю я. Ну, или примерно так. Ой, извините — отвечает она на чистом русском языке. Нда… Вот так вот. Чтобы на склоне меня подрезали неожиданно — бывало не раз, но чтобы так, посреди Австрии с бугеля снести, да к тому же и соотечественнице — это, конечно, надо сильно постараться. Слава богу, все остались целы и невредимы.
Ну и на последок скажу про седьмую трассу, ведущую от средней станции гондол к нижней. Тратить на нее время, и спускаться в конце катания (особенно, когда снег в долине еще не выпал) — смысла вообще никакого нет. Представьте себе — узкая тропинка, буквально 3 метра, а в некоторых местах и на поворотах — так вообще по полтора-два, вся изрытая буграми из-за отсутствия альтернатив спуска (или по ней, или на подъемнике), с периодическими вкраплениями льда. Один раз попробовали — а дальше уже всегда ехали вниз на подъемниках. Единственное место, где никакого фана не было.
Ну и уж совсем в конце — расскажу еще одну забавную историю, произошедшую с нами на этом Шлике, к катанию уже относящуюся опосредовано.
Как известно, горнолыжная школа заканчивает свою работу в 3 часа дня, а последний подъемник уходит вниз в пол-пятого. И вот, забравши из школы старшего ребенка, вторая половина едет с ним и со всем своим и его горнолыжным добром вниз, к интерспортовскому магазину, чтобы сдать в депо его ботинки и лыжики. Отдают все, и спокойно возвращаются домой. А вечером, в восемь-тридцать нас как раз ждало night show. После дружного посещения, впечатлившись, и употребив с нашими товарищами пару стаканчиков глинтвейна, мы спокойно заснули, договорившись, что с утра пораньше особо долго собираться не будем, и сразу ломанемся кататься. А надо сказать, что из машины мы на просушку забирали только наши ботинки — а лыжи — так в багажнике и оставляли лежать (фотка с глетчера, но неважно — поверьте, лыжи лежат в машине :).
И вот утром, подхожу я заводить машину, закидываю в багажник ботинки, и краем глаза замечаю, что лыжи — лежат только одни. С этого дела я тихо фигею, и возвращаюсь обратно в дом, вопрошая, никто случайно из машины вторые лыжи не доставал? Слушай, говорит мне подруга жены — а мы когда вчера шли на Шоу — я у Интерспорта видела стоящие на улице лыжи — ну точь в точь, как Ваши. ОК, говорю, а после окончания шоу? — Уже не помню, вроде нет… Ну, ок, все равно — поехали, говорю, ребенку в школу надо, уже чувствуя пятой точкой, что кому-то подарили лыжи. Добираемся до интерспорта — смотрим — нет, там где вечером она их видела — уже нет. Чего делать… Заходим в интерспорт — все равно ребенку в школу надо из их депо оборудование брать. Заодно интересуемся, не видели ли они там, за окном, стоящих забытых лыж. Каких-таких лыж — спрашивают они? Ну такие, серенькие… Волкл еще на них написано… Парень смотрит в потолок. — Хм. С такими креплениями раздвигающимися? — Да! — В 147-ой ростовочке? — ДА!!! — Нет, не видели. И улыбается. Потом показывает на мартышку-копилку, которая у кассы стоит, и чаевые собирает — говорит — ну, ребят, с вас причитается. За хранение. И выносит наши лыжи из депо. Просто камень с души упал. И хотя по ассортименту оборудования интерспортовские магазины — что при леднике, что в городе — мне не очень понравились (до наших, типа канта, или триал-спорта — им, имхо, далековато), потом мы у них и новый чехольчик для лыж, и ботиночки с шлемом, и детские игрушки прикупили Уж не знаю — может быть частично чувство благодарности к честным австрийцам двигало.
А теперь — пришло время рассказать о главной Штубайской достопримечательности — леднике.
Нет, даже не так — о Леднике. С большой буквы. Если, как я уже сказал, Шлик 2000 — это фан во всем, то будучи на леднике, чувствуешь, что здесь все серьезнее. Вроде бы практически такие же подъемники — тоже шестиместные яйца, вид сбоку, но как-то все основательно, монументально. От нижней станции наверх ведет не один подъемник, а сразу два — Гамсгартен и Эйсграт (эльфийские какие-то названия, простите за мой немецкий). До средней станции они идут параллельно (туда на лыжах можно спуститься — а оттуда никуда, кроме как на подъемниках, уже спуститься невозможно), а дальше — разветвляются: Гамсгартен уходит правее, а Эйсграт — левее. Основное место тусовки, где находится горнолыжная школа и огромное трехэтажное здание, вмещающее в себя и магазин, и ресторан, и детский сад — находится на следующей, конечной станции Гамсгартена. Оттуда на самый верх можно будет забраться только на креселках с закрывающимися колпаками. И туда же идет продолжение Эйсграта от его второй станции (ничего особенного там, кстати, нет) — но в ветренную погоду его закрывают. Приехав туда, надо выкинуть из головы весь фан, что был на Шлике. Потому что если на Шлике трассы более-менее соответствовали своим цветам, усложняясь только в разбитом состоянии, или при плохой погоде — то здесь — синие трассы даже в хорошую погоду отдают в красный оттенок, ну а красные — стремительно скатываются ближе к бордовому.
Реально синяя, на всем своем протяжении (как мне показалось) там только одна трасса — семерка. По ней мы с моим подрастающим поколением о шести годинах спустились раз десять без каких либо проблем, на все остальные я его взять не рискнул. Четверка — недостаточно широкая, скорее даже весьма узенькая, и не смотря на то, что к моменту 4а она достаточно неплохо расширяется, примерно на столько же возрастает и угол ее наклона. Для средне-катающихся — кайф, но начинающие соскабливаются с осторожностью. Синяя единичка, идущая с вершины — отличается шириной, но достаточно часто на ней бывают сильнейшие порывы ветра с перевала, при прыжке на каком-нибудь бугре можно и не расчитать. Синяя десятка — ничего, в хорошую погоду можно и начинающим порекомендовать, по сложности мне показалась следующей после семерки, разве что начало черезчур узковато. Красная двойка проходит между скал и камней, выскакивать на нее без шлема — крайне не рекомендуется. Самый большой облом меня ожидал с сочетанием синих 5/5а/5с и десятки. Еще до того, как там оказаться, судя по схеме, я предполагал, что 5/5а переходят в 5с, после чего переходят в десятку, давая одну длиннющую трассу. В реальности все оказалось совсем не так. Шестиместный кресельный подъемник поднимает вас вдоль десятки на перевал. И оттуда вы можете спуститься обратно вниз по десятке, а можете — по 5с спуститься вниз метров на сто пятьдесят на противоположную сторону этого перевала, туда, где начинаются бугеля, ведущие к началу 5 и 5а. И вот это маленькое креслице, ведущее вдоль 5с, как оказалось, закидывает к десятке снизу тех, кто спускается по 5 и 5а, а вовсе не наоборот, как нарисовано (вернее — смотреть надо на то, куда смотрят лица сидящих в подъемнике). Иными словами: мы спускаемся вниз по 5/5а, затем на двухместной креселке поднимаемся вверх где-то на 150 метров, и оттуда спускаемся по десятке).
Больше всего меня расстроило то, что я не успел попробовать знаменитейшую Wilde Grub’n — я все оставлял ее на последок, но в последний день катания не успел… И сейчас расскажу, почему.
Как я уже говорил, сложность трасс на Штубай Глетчер несколько превышает свои цветовые обозначения даже в хорошую погоду. Что же говорить о том, когда начинается непогода! В день перед нашим отъездом, 17-го января, стоял сильнейший туман, что уже в 50 метрах ничего не было видно, порывы ветра были такими, что часть подъемников наверху закрыли, на вершине было около 25 градусов мороза, а количество выпавшего в предыдущий день снега превышало местами 70 см. Но это был последний день, и хорошенько экипировавшись, я выдвинулся на ледник. Первое, что меня удивило — это то, что было уже пол-десятого дня, а на парковке стояло всего 15 машин. Поднявшись на Эйсграт, я вышел со станции подъемника. Сперва я не понял, что было не так. Немного приглядевшись, до меня дошло, что я не вижу рельефа. Не было ни одного следа — не то что от ратрака, но даже от лыж. Становилось понятно, что я здесь вылез первым, вероятно все остальные уехали на Гамсгартен. Чуть-чуть продвинувшись вперед, я попытался нащупать то место, где должна была начинаться четвертая трасса. А, вот наконец и синие кружочки. Черт побери, как не похоже на то, как это выглядело в хорошую погоду. Еще спустя пару метров мои, в общем-то не приспособленные к фрирайду лыжи утонули сантиметров на 15-20 в пухлом снегу. Ну что-ж, покатаемся по целине. Заваливаясь назад, чтобы хоть как-то всплыли носки лыж, я начал свое продвижение вперед и вниз. Слов нет, фрирайд — конечно здорово, но не на узких лыжах, и не в условиях, когда в 50 метрах ничего не видно. Однако, видя остающийся на белой пустыне за мной след, я стал испытывать даже какую-то радость — хоть птица и на всю голову долбанутая, но гордая и сильная. А раз так, то надо и на Штубайском троне сфотографироваться. Последний день, как-никак. Трон, как известно, находится на станции Топ оф Тироль. Да-да, там, где -25 градусов сейчас. Что же, подумал я — сейчас доеду до начала 4а, поднимусь там на шестиместной креселке, оттуда по 5с вниз, там — на бугеле — и вот я уже наверху. А вот и нижняя станция шестиместки. Усаживаюсь в гордом одиночестве в кресло и еду наверх, видя, что по моим следам на четверке спускается группа из 3-4 человек. А вот уже и верхняя станция. Слезаю, иду к 5с. Черт, а где же указатели? Вдруг замечаю что-то синеющее в снегу. Внезапно приходит понимание, что это — занесенный по самую маковку снегом указатель. Ну нифига себе. Ладно, поехали. Трасса 5с — полностью исчезла. Ладно, будем ориентироваться по рельефу. Так, где-то тут должно быть озеро. А, вот оно. Так, едем к нему, и сворачиваем налево. Лишь бы лавина не сошла. Блин, ну хоть бы на 200 метров было видно… А, вот и начало бугелей. Бугели крутятся, креселка крутится. ОК, цепляемся… Поехали! Так, вот вершина… А вот и трон. И никого в округе. Краем глаза замечаю, что бугеля останавливаются. Ну ладно, черт с ними, потом разберемся. Ветер, -25, опять валит снег. Так, как бы телефон приладить, чтобы сфотографироваться… Сначала просто попробую этот трон заснять. Так, нормально получилось (приведу пару фото — первая не моя, это то, как все должно выглядеть. Вторая — моя, дает отдаленное представление, на сколько хорошо и далеко было все видно в тумане, трон находится от фотоаппарата в трех метрах).
Снова одеваю перчатку. Ага, сейчас воткнем палки, его — в ремешки палок затянем, останется только на спуск нажать. Нда, в горнолыжных перчатках засунуть его, мягко говоря, непросто, не то, что нажать на сенсорный экран. Ладно, опять долой одну перчатку, начинаю прилаживать к ремешкам. Телефон норовит выскочить в снег. От ветра и холода рука практически мгновенно немеет. Последним усилием затягиваю ремешок, нажимаю автоспуск через 10 секунд, и сайгаком несусь к трону, на ходу натягивая перчатку. Щелк! Возвращаюсь к телефону, понимая, что рука ничего не чувствует. Убираю его во внутренний карман, руку без перчатки засовываю внутрь куртки, поближе к телу, начинаю тереть и греть. Ну вот, вроде полегче. Теперь надо спуститься. Так, в таком состоянии по красным я не ездок, а на 4-ке я уже сегодня был. Решено — еду по 5, там поднимаюсь на креселке к 10, спускаюсь по ней, потом по 4а, ну а там — видно будет. Черт, опять ничего не видно. А, вон креселка! Черт, она стоит! Видимо, остановили вместе с бугелями! Нет ребята, 150 м вверх по такому снегу по 5с я не осилю. Подъезжаю к станции. Слава богу, кто-то есть. На меня смотрят, как на приведение. Ты откуда здесь? ОК, давай, подъезжай. Пускают креселку наверх. Сажусь, поднимаюсь к десятке. Там люди, человек шесть, и за перевалом не так облачно. Дружно спускаемся вниз. Время? Только час дня. Казалось, должно быть уже все четыре. Все, хватит на сегодня приключений. Сейчас к Гамсгартену — купить еще пару брелков-подъемников, и домой. На Гамсгартене — цивилизация, люди. В горнолыжных школах, правда, никого — но это и понятно. Ну что? Еще одно приключение с Wilde Grub’n? Нет, точно — на сегодня хватит. Там по слухам и в хорошую-то погоду не ясно, куда ехать, а сейчас… Сегодня уже в три ночи вставать, надо собираться. С сожалением сажусь на подъемник, и еду вниз, к парковке. На парковке — уже штук 60-80 машин, народ подтянулся. Жаль, конечно, что так получилось. Ничего, надо еще что-то оставить. Чтобы было, зачем вернуться. А под кат — выкладываю ту самую фото. Вообще, не сторонник выкладывания фото с собой, или какими-либо знакомыми. Но эту, и под катом — можно. Слегка подредактировал, т.к. все-таки телефон под наклоном висел на ремешках, и чуток снежок убрал с балаклавы.
Ну, вот и заканчивается мое повествование. Потом были сборы, прощание с радушными хозяевами, ночная дорога по автобану, где Сиджик завел в 15 км от аэропорта в какую-то деревню, где ремонтировали дорогу, про что он был не в курсе, постоянно отправляя меня на закрытый поворот (чтобы я еще раз когда-нибудь воспользовался этой тупой программой! В 100500 раз сливает iGo как по удобству пользования, так и по прокладке маршрута), сдача машины в аэропорту, получение TaxFree (пол-часа разбирался, что надо сначала получить штамп в специальном таможенном киоске на этих бумажках, а потом уже идти к ним), регистрация на рейс, и опять дюти фри. Кстати, регистрировались за три с половиной часа, еще до того, как открыли общую регистрацию именно на этот рейс — на какой-то отдельной стойке. В зале ожидания узнали, что рейс предыдущего дня (как раз 17-го, когда я, как ежик в тумане, ползал по склонам глетчера) — AirBerlin отменил, и не то, что не предложил никакой компенсации людям, которые не смогли улететь — а даже не накормил их обедом. У нас все было хорошо, не считая холодных бутербродов, и уже через три часа самолет коснулся ВПП Домодедово.
Оглядываясь на эту поездку, могу однозначно сказать, что отдых удался. Дети не разболелись, отлично перенесли как перелеты, так и переезды, пара лыж, чемоданы, двое взрослых и двое детей от полутора до семи лет, и даже одна коляска — в одной машине вполне неплохо помещаются. Штубайская долина — отличнейший курорт, и как показала практика — самостоятельная поездка туда даже с детьми — вполне себе имеет смысл. Напоследок — хочу привести небольшой список наших трат именно на проживание/питание/катание, чтобы можно было оценить, что по чем. Естественно — не привожу то, что покупали для того, чтобы привезти с собой — это можно и на несколько мультов насчитать. Итак, из расчета не на всю компанию, а на четверых, из которых двое — детей, на 14 дней (с небольшим округлением):
Проживание — 1200 евро (Мюнхен+Австрия)
Перелет+лыжи — 1220 евро
Машина — 450 евро
Бензин — 110 евро
Парковки — 35 евро
Виньетки — 15 евро
Скипас+скисервис — 340 евро
Горнолыжная школа ребенку на 5 дней — 200 евро
Детский сад на три дня — 100 евро
Школа для двоих взрослых — три занятия по 2 часа — 330 евро
Рестораны — 250 евро
Продукты — 250 евро
Музеи — 50 евро
Всякая мелочевка, типа такси, трамвая, тобоганов, шоу и т.п. (в общем, деньги разбежались) — около 250 евро
Итого, не включая шопинга — 4800 евро на четверых, или 1200 на одного. Цены в агенствах начинались от 2000 ойро на каждого, включая и совсем мелкого — и никаких там машин/музеев/горнолыжных школ.
После того, как с финансовым вопросом покончили — осталось самое последнее. Я привык, что каждое путешествие у меня ассоциируется с какой то песней, и запуская ее, я вспоминаю, как же там было классно. Так и это путешествие — однозначно теперь ассоциируется с евродисковой песней, выпущеной чуть ли не d 1997 году немецкой группой Puhdys, и перепетой чуть ли не 10 лет назад немецкой же группой Sound Convoy, и с тех пор неизменно входящей каждый год в каждый альбом Apre Ski, и звучащую в любой кафешке — будь то на горе или в долине. Итак, слушаем, смотрим — а те, кто был в этом сезоне в Австрии — подпеваем!!! Хей, Вир Воллен Айсберн Зейн!!!
Sound Convoy — hey wir woll’n die eisbärn sehn!
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=8QB52bGFGNs[/youtube]
Ну, и чтобы уж совсем корректным быть — не могу не привести оригинал:
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=yjj8mBnimOI[/youtube]
На сим — разрешите откланяться. Надеюсь, я не слишком занудствовал, и вам понравилось мое повествование. Ну а если у кого возникнут какие вопросы — добро пожаловать в комментарии, или пишите на мой e-mail.
Добрый день. Спасибо за прекрасный рассказ. Мы как раз планируем похожую поездку. Даже жильё как окозолось поблизости. Будет машина, но всёже хотелось узнать про skibus . Кака указана в описании нашего жилья до остановки 150 метров. Я нашла расписание автобус ов, но никак не найду карту по каким деревушкам он петляет. нет ли у вас такой информации?
Есть только схема — вот такая. Выкладки на карте, где именно находятся остановки — нет, но любой местный подскажет, где ближайшая. Фирменные автобусы у каждой зоны — свои, и от Шлик 2000, как мне кажется, нельзя напрямую добраться до ледника — только с пересадкой. Зато от него идет куча маршрутов до всех окрестных деревень. Вы в верном направлении, если уже нашли расписание — берите названия остановок, копируйте в карты Гугля, и он покажет, где именно эта деревня. На всякий случай вот вам 3 ссылки в помощь:
Расписание скибас Инсбрук — Ледник с указанием всех остановок
Все маршруты и расписания скибасов к Шлик 2000 (там 6 или 7 штук по ссылкам надо будет открыть)
Общая информация о маршрутах местных автобусов.
Спасибо.
Нашла что искала.
http://www.vvt.at/page.cfm?vpath=timetables/mobile-fahrplanauskunft/vvt-smartride
Програмка показывает все в подробностях. Еще раз спасибо, вышла по вашим ссылкам
Отличный отчет, спасибо. Подскажите, пожалуйста, я так понял на самом леднике практически нет жилья? Что-то не могу никак найти кроме одного 5* отеля
У меня возникло чувство, что нет. Если вы имеете ввиду этот — http://www.booking.com/hotel/at/alpensporthotel-mutterberg.ru.html?aid=315714;label=stubai-OB_8l_m9IxRHRDTq3aA2oASM9814063976%3Apl%3Ata%3Ap1%3Ap2%3Aac%3Aap2t1%3Aneg;sid=12da13e6c3fc89b5aa27d7f0a08ed9ea;dcid=1#map_opened — то он 4-х звездочный, без ski-in-ski-out, и до подъемников от него минут 5 топать с детьми и снаряжением. На самой горе я видел пару каких-то домиков, но не думаю, что это отели.
Спасибо за отчет. А можно по подробнее про детей. Сколько лет? Старшему 5 как я поняла и ор уже что-то умел. А младшему? И что вы делали с ним? Дет сад? Коляска и гуляние ( если да. То оде там гулять?)
заранее спасибо!
Нет, старшему было уже 6 с половиной, а младшему — полтора. Это дочке друзей было 5 и девять. С младшим в основном по очереди гуляли — в большой компании всегда находился либо кто-то, кто с утра пораньше не хотел вылезать, либо наоборот с утра так укатывался, что после обеда шел домой. Гуляли в основном недалеко от шале, первые фото здесь — как раз с прогулки, да на коляске. Играли на его территории, как внутри дома, так и снаружи, но внутри ограды. По вечерам почти каждый вечер возили со старшими детьми его в спа-центр с бассейном. Пару раз поднимались на гору с ним на подъемнике, гуляли там, один раз сдавали в детский сад на Шлике. В общем, все тоже самое, что в Москве, с поправкой на альпийский воздух и настоящее молоко.
Спасибо за быстрый ответ. Нам будет 4 и 3 мес;) поэтому вопрос школы для старшего ( нще раз спасибо за мнение о той, что на шпике) и гуляния с коляской. А на леднике есть место для 4 маленьких колес и двух ног? Или все только вокруг подъемникаа потоптаться можно?
а бассейн — наше все;) это да!
Ну в общем, как мне показалось — ледник не самое лучшее место для прогулок, слишком уж пустынно, ветренно и снежно. Да и прямо внизу от него, откровенно говоря, особо не погуляешь — деревеньки в долине для этого гораздо лучше. Вот учиться там хорошо, это да.
Понятно.
а вы к какой деревне жили? Понравилось по сравнению с другими двумя? Может подедетесь контактом шале?;)))
Мы жили в Телфесе — в начале этой заметки, вроде, у меня указано. Если сравнивать с другими — надо понимать, что это очень уж сильно на отшибе, без машины — там никак. Просто как загородный коттедж, вокруг — только леc и поле. Если нужно спокойное место — там хорошо, если хочется больше жизни — то лучше куда-нибудь в Фулпмес или Нойштифт. Ну и до зон катания от них ближе. Но соотношение цена/качество у него — лучшее, как мне показалось.
Координаты скину на почту.
Это докризисные цены. Проживание 600 700 евро 9.7 по букингу в нойштифте. Матрас с на маму 250 евро 5 дней.дети 8 7 и 5 идут прицепом бесплатно. Папа гуляет с четвертым 1.2 года по апрельской майской красоте. Топливо,страховки,виньетки,продукты,музеи 600 700 евро. Общий бюджет до 2000 ойро. Киевляне. Машина бус рено.