Горные лыжи: самостоятельная поездка в Австрию с детьми на горнолыжный курорт Штубай. Часть 5 — Штубайская долина: проживание, питание, катание :)

Горные лыжи: самостоятельная поездка в Австрию с детьми на горнолыжный курорт Штубай. Часть 5 — Штубайская долина: проживание, питание, катание :)Ну вот, дорогие читатели, и пришло время приступить к пятой, заключительной части моего повествования о поездке в Австрию, на горнолыжный курорт Штубай. Речь в ней пойдет о непосредственно самом курорте. Как вы, наверное, помните, мы были ограничены по датам поездки, и они ложились четко в первую-третью неделю января. Я уже как-то сетовал на то, что эти дни являются самыми дорогими с точки зрения как перелета, так и проживания. Но еще бы я обязательно отметил, что начало января достаточно часто отмечается неважнецким качеством снега, который просто не успевает выпасть к этому времени. Вот сравните три фотографии:

На первой – долина 9-го января.

Вид на наш домик вдалеке. Слабо верится в то, что первая декада января практически прошла, не так ли?

Штубайская долина 9-го января

На второй – вид с той же самой точки на старый новый год. Как видим – снега слегка подсыпало.

Штубайская долина 13-го января

Ну и последнее фото (правда, мобильник смотрит ровно в противоположную сторону – от дома вверх) – почти день отъезда, 17-е января.

Штубайская долина 17-го января

Отсутствие снега в долине нивелирует наличие Штубайского ледника – но до него еще добраться надо (об этом – ниже). Таким образом, если есть возможность поехать во второй половине января или позже (но, конечно, до 1-го марта) – то стоит ей воспользоваться. И снег будет гарантированно, и траты существенно меньше. Ну, а если ехать до января или в марте – то селиться лучше рядом с ледником. Оно надежнее.

Вообще, Штубайская долина представляет из себя очень длинное, достаточно узкое и вытянутое ущелье общей протяженностью в 28 км. Вдоль всей долины идет трасса 183, официально называющаяся (какая неожиданность!) Штубайталь штрассе. У ледника она примыкает к деревушке, состоящей из одной гостиницы и пары домов под названием Муттербергер-Альм, а другим концом – выходит к Австрийско-Итальянскому автобану А13, он же Е45. Вдоль всей трассы стоят небольшие деревушки на пять-десять домов, общим числом – под двадцать штук (деревень, а не домов). Крупных поселков городского типа в долине всего три – Телфес и Фулпмес в ее основании (читай – 25 км от ледника), и Нойштифт – примерно в 17 км от ледника (Мидерс не считаем).

Долина Штубай

При этом необходимо отметить, что во всех деревнях/поселках, и на участках примыкающей к ним трассы скорость ограничена как знаками даже не 60, а 50 км/ч (что весьма часто контролируется полицией – и плюс 20 к разрешенной ехать, как на Дмитровке – не получится), так и тащущимися ски-басами, нередко тормозящими и до 40 км/ч. Из всего этого следует несложный вывод, что если Вы живете в Телфесе, Фулпмесе, или тем более Луимесе – то до ледника в один конец ехать будете даже на машине не менее 35-40 минут, чем мы и занимались примерно 5 дней из 14. Из Нойштифта – конечно, побыстрее, но тоже не меньше 25-30 минут. Кататься туда-сюда, если снега в долине не будет – радость та еще. Впрочем, если ехать во второй половине января или позже, и рассчитывать на то, что в Штубайской долине, кроме ледника, находится еще три зоны катания, примыкающие непосредственно к Фулпмесу (Шлик 2000), Нойштифту (Эльфер), и почти Телфесу (Серлес) – все это не является особо страшным. У нас получилось где-то так: пять дней на Леднике, пять дней на Шлике, пара дней – экскурсии/музеи/шопинг, и пара дней – Серлес/Эльфер.

С непосредственно местом проживания нам откровенно повезло (большую часть фоток домика приведу с сайтов интерхоума и букнга, все остальные – можно посмотреть у них, ниже будут ссылки).

Вид на Шале

Во-первых, мы поселились в совершенно потрясающем пятикомнатном номере в шале (с нормальной парковкой под обе наши машины). Во-вторых – у нас было все необходимое, начиная от бесплатного Wi-Fi, посудомойки, сушки для горнолыжных ботинок, телевизора и заканчивая офигительной сауной (пусть даже скорость интернета была невелика, а сауна инфракрасная, а не финская – нашим потребностям это более-менее удовлетворяло).

Шале - гостинная

Ну и в-третьих, и это, наверное – самое главное – это настолько радушная хозяйка, что просто сложно представить. Свежие булочки по утрам, Штрудели (в четверг, если не ошибаюсь), решение всех возникающих вопросов просто-таки мгновенно (при том, что хозяйка говорит практически только по немецки). Frau Penz – просто снимаю шляпу. С таким гостеприимством мне еще не доводилось встречаться.

Шале - одна из спален в современном стиле

Ну и как окончание – это наличие в ста метрах от дома совершенно настоящей фермы коров этак на двадцать, где можно в 6-7 часов вечера купить свежего молока из рассчета два с половиной евро за два литра – и не того, что в рекламе показывают, а абсолютно настоящего и натурального. Фермер – веселый молодой парень, днем – инструктор по сноуборду, а утром и вечером – фермер 🙂 С совершенно спокойной душой могу порекомендовать эти аппартаменты – гарантированные 9.5 баллов из 10. Даже жалко, что Интерхоум и Букинг.ком берут себе такой большой процент (как выяснилось потом из беседы с ней) – если бы знали, бронировали бы напрямую у нее.

Обычная спальня - такая еще одна

Прямо рядом с домом (в ста метрах) находится остановка трамвая (его можно видеть на моих фотографиях в начале этой статьи – и кстати, его абсолютно не слышно) – если с горнолыжным снаряжением – то можно бесплатно доехать до конечной станции Фулпмеса к Шлик 2000. Хотя, конечно, это для экстрималов – топать потом от вокзала к подъемнику в гору около километра, или даже ехать на ски-басе – та еще веселуха. Но это касается любого места проживания – если жить не в гостинице рядом с подъемником, а снимать шале – то без машины придется тяжеловато, в каком городке ни жить – тут уж судьба – или трамвай, или скибас.

Вид на ферму

У нас на всю кампанию было две машины, и этого более-менее хватало – и на лыжах всем выехать, включая детей, и за продуктами съездить (без детей, конечно, легче). Самый крупный, как мне показалось, продуктовый магазин – это Билла в Нойштифте. Не найти ее невозможно – она находится прямо вдоль трассы, почти в его центре. Чуть меньшие, или примерно такие же по размеру магазины – MPREIS находятся также в Нойштифте (напротив интерспорта/BP-шной заправки) и Фулпмесе (прямо на повороте в него с трассы). Совсем небольшие – SPAR – в Фулпмесе и Телфесе. Но тем не менее – там есть все необходимое, начиная от йогуртов, и заканчивая подгузниками. Только вот необходимо помнить, что в 6-7 вечера они уже закрываются. Это касается и крупных магазинов (и вообще – всех магазинов в Австрии). Мы были в них несколько раз, поскольку первую неделю подъедали привезенные из Мюнхена припасы 🙂 Ну а дальше – стандартно – пиво – австрийское вперемешку с немецким, йогурты, колбаски, сыры, фрукты, пару раз – шнапс. При этом обедали в основном в кафешках (ресторанами их язык не поворачивается назвать) на горе – той или иной, в среднем получалось где-то по 10 евро с носа.

Из касается апре-ски – что в Телфесе, что в Фулпмесе – особо интересного ничего нет, все достаточно стандартно. Так, несколько ресторанов, несколько магазинов, по слухам – где-то стрип-клуб местный с нашими/украинскими девушками, если кого вдруг интересует. А вот в Нойштифте – кроме ресторанов/магазинов находится совершенно замечательнейший бассейн (почти на выезде из Нойштифта), часть которого находится в помещении, а часть – на улице, отгороженная пластиковыми сдвигающимися шторками, которые можно сдвинуть, а можно поднырнуть под них (фотка бассейна с их сайта).

Бассейн в Нойштифте

В придачу к бассейну имеется джакузи, водная горка “черная дыра”, кафе, боулинг, и замечательная огромная парковка, бесплатная, что примечательно. Более того – по суперскипасу и сам бассейн был совершенно бесплатный (боулинга/кафе это, понятное дело, не касается). Главное – не забыть двухевровую монетку, чтобы можно было запереть шкафчик – она, конечно, потом вернется, но если ее нет – то никакая наша мелочь не подходит. Дети от бассейна были в полном восторге, и пропадали там каждый день после шести часов. Не смотря на то, что на горке было написано ограничение в 9 лет – мы видели, как немецкие/австрийские ребятишки на вид 5-6 лет то и дело летали сверху вниз. После чего мы разрешили кататься и нашим шестилетним – сначала попробовали вместе с ними, а потом пустили и по одиночке. Ничего страшного там нет – если следить, и без фанатизма, естественно. Зато впечатлений – масса. Восторга не меньше, чем от бассейна – даже взрослым понравилось.

Ну а теперь – о главном. О горах и склонах. Как я уже сказал, в Штубае четыре основных зоны катания (есть еще пара совсем маленьких, но их даже упоминать как-то неловко) – сам ледник “Штубай глетчер”, “Шлик 2000”, “Элфер” и “Серлес”. Ну, с глетчером все понятно, а месторасположение всех остальных, включая основные подъемники – можно посмотреть на wikimapia. Можно покупать ски-пасы на любой из них, а можно – супер-скипасс, действителный на всех подъемниках долины. Мало того, что это выгоднее с точки зрения финансов, так как я уже сказал – дает возможность бесплатно посещать бассейн в Нойштифте. Главное – не забыть свою гостевую карту (даром, что-ли за нее по два евро с носа в сутки платишь гостевого налога) – она дает скидку в 10% на суперскипас. Супер-скипас можно брать как на все дни, так и на сколько-то из скольких-то (к примеру – на 10 из 14), если планируете съездить куда-то на экскурсию, или просто отдохнуть от каталки. Получится дешевле – не на эквивалентное количество дней, конечно, но весьма существенно. Например, на пять дней стоил 187 евро, на 14 дней – 379 евро, на 10 -307, а на десять дней из 14 – 316 ойро (это уже с 10% скидкой).

Но приступим к рассмотрению непосредственно зон катания.

О Эльфере и Серлесе – рассказывать практически нечего. Обе эти зоны катания – как близнецы братья.

Elfer Lift

К сожалению, сфотографировать мне их довелось в конце нашей поездки, когда наконец-то выпал снег – и только в условиях черезвычайно сильной облачности, поэтому могу лишь привести фото с нижних станций подъемников.

Serles

На каждой из них – по восьмиместному подъемнику гондольного типа “яйцо”, и практически только по одной трассе для спуска на лыжах, и по паре тобоганных трасс. В Серлесе горнолыжная трасса, наверное попроще, но тем не менее – поинтереснее, чем в Элфере. Я бы сравнил их со Степановской трассой в Волене – с той лишь разницей, что в Степаново, конечно, труба пониже, да дым пожиже. Ну, то есть, они раза в полтора пошире, и раза в три – длиннее. Но что касается тобоганных (санных) трасс – Элфер выигрывает у Серлеса с огромным отрывом. Не по количеству, нет – по качеству. Если в Серлесе, не смотря на всю ее длину (порядка 8 км) половину пути (ну ладно, не половину – треть) приходится тащить санки за собой, поскольку уклон немногим более нуля, то в случае Элфера санки летят сами, что только успевай их тормозить. Трасса извилистая, особо не огороженная – поэтому шлемы крайне рекомендованы.  Что мне, что сопровождаемым детям (одних их на санках отправить мы не рискнули) сие развлечение понравилось ну просто исключительно. Это то, что обязательно стоит включить в свою программу – всего за 5 евро в день мы получаем в аренду отличнейшие деревянные сани, и остается только пожалеть, что на ноги не выдают подковы, чтобы не стереть каблуки 🙂

Если Серлес с Элфером мне напомнили Степаново, то Шлик 2000 – точно также напомнил Сорочаны, с теми же самыми допущениями про трубы и дым. Поскольку мы посвятили ему практически половину нашего катального времени (находился он буквально в 3-5 минутах езды от нашего Шале, так что даже рации до него добивали), на нем я остановлюсь подробнее.

Вид с верхней станции schlick2000

Если коротко пытаться описать эту зону – то на ум приходит только одно – это фан. Удовольствие, то-бишь. Здесь никто не пытается особо заниматься спортом, здесь – получают наслаждение от отдыха. Вы приехали сюда не для того, чтобы ходить трассы, а получить наслаждение от лесного ландшафта, погреться на солнышке, неторопливо спуститься по одной из трасс. И это (фан) выражается во всем – от отношения тренеров к обучению в горнолыжной школе, до совершенно замечательнейшего Night show – где в 8.30 вечера показывают, что могут их инструктора, спец-приглашенные спортсмены, ратраки, а завершается все феерверком. Не посетить это шоу просто нельзя, стоит 5 евро, но настолько здорово, что я и 50 бы не пожалел. Очень круто, весьма рекомендую, в этот раз шоу, кроме 4 и 9 января, еще были 6, 13 и 20 февраля и 6 марта. Самому сфотографировать не удалось, поэтому фотку утащил отсюда.

Фейерверк на Шлик 2000

Впрочем, в том, что никто там не напрягается – есть и определенные минусы. На сайт их – без слез невозможно смотреть,  а горнолыжная школа в Шлике – если ставить цель повысить уровень катания – абсолютно не подходит для русскоязычных детей. Ее направленность – это опять же – не обучение, а получение фана, причем – скорее у родителей – ребенка будут пасти, в туалет отведут, накормят, в пятницу соревнования проведут, на пьедестал поставят, грамоту с медалью дадут (их с первым местом всем дают, кто бы какое место не занял, и никто не уйдет обиженным), в общем не пропадет. Ну или если просто цель отделаться от ребенка, чтобы не мешал родителям кататься – то тоже нормально. Но я бы своего во второй раз туда ни в коем случае бы не отдал – во-первых – по 15 детей на одного тренера, соответственно своей очереди спуститься ждут по 15-20 минут (как вам – 4-5 спусков с учебной горочки за час занятий), во-вторых – совершенно непреодолимый языковой барьер (ни одного русскоязычного тренера – все на индивидуальных занятиях). Не то, что как стойку правильно держать объяснить не могут, а даже как бугель-швабру хватать. Объяснения жестами для 5-7 летних прокатывают очень плохо. В результате пятидневных занятий ребенок лишь немного увеличил уровень катания, приобретенный в Сорочанах, так, просто вспомнил все, что за год уже забылось. Мало того, если до поездки он с огромным желанием рвался в школу (помня о занятиях в подмосковье), то в конце “обучения” на вопрос – ну что – хочешь еще пару дней покататься на лыжах – ответ был “нет, папа, не надо, не хочу!” (хотя затем, как оказалось – не хотел он именно в школу, поскольку потом на ледник со мною ездил с огромным удовольствием по самым простым трассам). Впрочем, если брать индивидуальные занятия – все гораздо лучше (наши жены брали). Только вот не бюджетно ни разу – по 90 евро за 2 часа. В результате в конце поездки я очень жалел, что не взял для него индивидуальные занятия, или не отдал в школу на леднике – там и народу гораздо меньше на одного тренера, и, говорят, к обучению более ответственно подходят. Зато (опять – вспоминаем про фан) – на шлике при школе есть садик, в который берут детей уже с трех месяцев! А вот на глетчере – только с трех лет. Еще из плюсов курорта то, что при том, что на склонах народа достаточно много – очередей на подъемники практически нет – разве что когда подваливает ски-бас к самой нижней станции.

Схема спусков Шлик 2000

От нижней станции гондольный подъемник ака “яйцо” на 6 человек идет до средней станции, где находится детский сад и горнолыжная школа, высаживает всех желающих, подсаживает новых, и идет дальше – на вершину хребта. С верхней станции спуск идет только один, на схеме он так и обозначен – цифрой 1. С этим была связана огромная проблема, когда мы в воскресенье, часам к 11 туда забрались, наши спутницы, которые вот уже год как не стояли на лыжах, были вынуждены соскабливаться вниз по огромнейшим буграм, нарытым с пятницы до воскресения – высотой до метра, поскольку трасса абсолютно не была отратрачена. Но и это еще не все – когда мы подъехали к развилке 1b и 4-ой красной трассы, то обнаружили, что 1b закрыта из-за лавинной опасности, и спуск вниз остается только по тем же самым буграм, только теперь уже вообще красным. Справедливости ради, надо отметить, что случилось такое только в день нашего приезда – а в последующие дни ее все-таки привели в божеский вид, да и 1b открыли. Но откровенно говоря – нам больше нравились красные 2-я и 3-я трассы, ну и 4с – тоже ничего, хотя и узковата – как шар в желобе катишься – только в конце расширяется, но там есть очень опасненький поворотик, на котором, как правило, складываются разогнавшиеся новички. А вот продолжение 1-ой после нижней станции подъемника C – это вообще – издевательство какое-то – абсолютно пологая, узкая, и при этом – на последней своей четверти еще и ледяная, присыпаная порошковым снегом. По ней только к детскому саду можно было спускаться в конце катания. Поэтому нам гораздо больше нравилось доезжать до креселки, и подниматься наверх, к 2-ой, 3-ей и 4с. Про пятую могу сказать, что если она безо льда и хорошо отратрачена – то ближе к синей. Но ратраки на нее выпускать забывали, в результате свою красноту она вполне оправдывала. Ее минус в том, что забраться туда можно только на бугеле, а мы уже были изнежены креслами и яйцами. Кстати, там со мной произошла интересная история: еду я себе на бугеле, никого не трогаю, и вдруг – в месте, где пересекаются 1-ая синяя и этот бугель, в месте чуть выше, чем пересечение синей и красной – я вижу, что на меня, визжя и пища, и даже не делая никаких попыток притормозить – летит горнолыжница в прекрасном белом комбинезоне. Я пытаюсь уйти с ее траектории, насколько это возможно, будучи прицепленным к бугелю – но девушка, просто как ракета с наводящейся боеголовкой четко следует за мной. В конце концов разминутся нам не удается, она влетает в меня, сшибая меня с уже до конца вытянувшегося в сторону бугеля, и вместе мы летим вниз по склону. Что ж вы, милая девушка делаете? – спрашиваю я. Ну, или примерно так. Ой, извините – отвечает она на чистом русском языке. Нда… Вот так вот. Чтобы на склоне меня подрезали неожиданно – бывало не раз, но чтобы так, посреди Австрии с бугеля снести, да к тому же и соотечественнице – это, конечно, надо сильно постараться. Слава богу, все остались целы и невредимы.

Ну и на последок скажу про седьмую трассу, ведущую от средней станции гондол к нижней. Тратить на нее время, и спускаться в конце катания (особенно, когда снег в долине еще не выпал) – смысла вообще никакого нет. Представьте себе – узкая тропинка, буквально 3 метра, а в некоторых местах и на поворотах – так вообще по полтора-два, вся изрытая буграми из-за отсутствия альтернатив спуска (или по ней, или на подъемнике), с периодическими вкраплениями льда. Один раз попробовали – а дальше уже всегда ехали вниз на подъемниках. Единственное место, где никакого фана не было.

Ну и уж совсем в конце – расскажу еще одну забавную историю, произошедшую с нами на этом Шлике, к катанию уже относящуюся опосредовано.

Как известно, горнолыжная школа заканчивает свою работу в 3 часа дня, а последний подъемник уходит вниз в пол-пятого. И вот, забравши из школы старшего ребенка, вторая половина едет с ним и со всем своим и его горнолыжным добром вниз, к интерспортовскому магазину, чтобы сдать в депо его ботинки и лыжики. Отдают все, и спокойно возвращаются домой. А вечером, в восемь-тридцать нас как раз ждало night show. После дружного посещения, впечатлившись, и употребив с нашими товарищами пару стаканчиков глинтвейна, мы спокойно заснули, договорившись, что с утра пораньше особо долго собираться не будем, и сразу ломанемся кататься. А надо сказать, что из машины мы на просушку забирали только наши ботинки – а лыжи – так в багажнике и оставляли лежать (фотка с глетчера, но неважно – поверьте, лыжи лежат в машине :).

Наш Бимер X1  - в багажнике лыжи...

И вот утром, подхожу я заводить машину, закидываю в багажник ботинки, и краем глаза замечаю, что лыжи – лежат только одни. С этого дела я тихо фигею, и возвращаюсь обратно в дом, вопрошая, никто случайно из машины вторые лыжи не доставал? Слушай, говорит мне подруга жены – а мы когда вчера шли на Шоу – я у Интерспорта видела стоящие на улице лыжи – ну точь в точь, как Ваши. ОК, говорю, а после окончания шоу? – Уже не помню, вроде нет… Ну, ок, все равно – поехали, говорю, ребенку в школу надо, уже чувствуя пятой точкой, что кому-то подарили лыжи. Добираемся до интерспорта – смотрим – нет, там где вечером она их видела – уже нет. Чего делать… Заходим в интерспорт – все равно ребенку в школу надо из их депо оборудование брать. Заодно интересуемся, не видели ли они там, за окном, стоящих забытых лыж. Каких-таких лыж – спрашивают они? Ну такие, серенькие… Волкл еще на них написано… Парень смотрит в потолок. – Хм. С такими креплениями раздвигающимися? – Да! – В 147-ой ростовочке? – ДА!!! – Нет, не видели. И улыбается. Потом показывает на мартышку-копилку, которая у кассы стоит, и чаевые собирает – говорит – ну, ребят, с вас причитается. За хранение. И выносит наши лыжи из депо. Просто камень с души упал. И хотя по ассортименту оборудования интерспортовские магазины – что при леднике, что в городе – мне не очень понравились (до наших, типа канта, или триал-спорта – им, имхо, далековато), потом мы у них и новый чехольчик для лыж, и ботиночки с шлемом, и детские игрушки прикупили 🙂 Уж не знаю – может быть частично чувство благодарности к честным австрийцам двигало.

А теперь – пришло время рассказать о главной Штубайской достопримечательности – леднике.

Схема горнолыжных трасс Штубайского ледника

Нет, даже не так – о Леднике. С большой буквы. Если, как я уже сказал, Шлик 2000 – это фан во всем, то будучи на леднике, чувствуешь, что здесь все серьезнее. Вроде бы практически такие же подъемники – тоже шестиместные яйца, вид сбоку, но как-то все основательно, монументально. От нижней станции наверх ведет не один подъемник, а сразу два – Гамсгартен и Эйсграт (эльфийские какие-то названия, простите за мой немецкий). До средней станции они идут параллельно (туда на лыжах можно спуститься – а оттуда никуда, кроме как на подъемниках, уже спуститься невозможно), а дальше – разветвляются: Гамсгартен уходит правее, а Эйсграт – левее. Основное место тусовки, где находится горнолыжная школа и огромное трехэтажное здание, вмещающее в себя и магазин, и ресторан, и детский сад – находится на следующей, конечной станции Гамсгартена. Оттуда на самый верх можно будет забраться только на креселках с закрывающимися колпаками. И туда же идет продолжение Эйсграта от его второй станции (ничего особенного там, кстати, нет) – но в ветренную погоду его закрывают. Приехав туда, надо выкинуть из головы весь фан, что был на Шлике. Потому что если на Шлике трассы более-менее соответствовали своим цветам, усложняясь только в разбитом состоянии, или при плохой погоде – то здесь – синие трассы даже в хорошую погоду отдают в красный оттенок, ну а красные – стремительно скатываются ближе к бордовому.

Первая очередь подъемника на Stubai Gletcher

Реально синяя, на всем своем протяжении (как мне показалось) там только одна трасса – семерка. По ней мы с моим подрастающим поколением о шести годинах спустились раз десять без каких либо проблем, на все остальные я его взять не рискнул. Четверка – недостаточно широкая, скорее даже весьма узенькая, и не смотря на то, что к моменту 4а она достаточно неплохо расширяется, примерно на столько же возрастает и угол ее наклона. Для средне-катающихся – кайф, но начинающие соскабливаются с осторожностью. Синяя единичка, идущая с вершины – отличается шириной, но достаточно часто на ней бывают сильнейшие порывы ветра с перевала, при прыжке на каком-нибудь бугре можно и не расчитать. Синяя десятка – ничего, в хорошую погоду можно и начинающим порекомендовать, по сложности мне показалась следующей после семерки, разве что начало черезчур узковато. Красная двойка проходит между скал и камней, выскакивать на нее без шлема – крайне не рекомендуется. Самый большой облом меня ожидал с сочетанием синих 5/5а/5с и десятки. Еще до того, как там оказаться, судя по схеме, я предполагал, что 5/5а переходят в 5с, после чего переходят в десятку, давая одну длиннющую трассу. В реальности все оказалось совсем не так. Шестиместный кресельный подъемник поднимает вас вдоль десятки на перевал. И оттуда вы можете спуститься обратно вниз по десятке, а можете – по 5с спуститься вниз метров на сто пятьдесят на противоположную сторону этого перевала, туда, где начинаются бугеля, ведущие к началу 5 и 5а. И вот это маленькое креслице, ведущее вдоль 5с, как оказалось, закидывает к десятке снизу тех, кто спускается по 5 и 5а, а вовсе не наоборот, как нарисовано (вернее – смотреть надо на то, куда смотрят лица сидящих в подъемнике). Иными словами: мы спускаемся вниз по 5/5а, затем на двухместной креселке поднимаемся вверх где-то на 150 метров, и оттуда спускаемся по десятке).

Найди горных козлов!

Больше всего меня расстроило то, что я не успел попробовать знаменитейшую Wilde Grub’n – я все оставлял ее на последок, но в последний день катания не успел… И сейчас расскажу, почему.

Как я уже говорил, сложность трасс на Штубай Глетчер несколько превышает свои цветовые обозначения даже в хорошую погоду. Что же говорить о том, когда начинается непогода! В день перед нашим отъездом, 17-го января, стоял сильнейший туман, что уже в 50 метрах ничего не было видно, порывы ветра были такими, что часть подъемников наверху закрыли, на вершине было около 25 градусов мороза, а количество выпавшего в предыдущий день снега превышало местами 70 см. Но это был последний день, и хорошенько экипировавшись, я выдвинулся на ледник. Первое, что меня удивило – это то, что было уже пол-десятого дня, а на парковке стояло всего 15 машин. Поднявшись на Эйсграт, я вышел со станции подъемника. Сперва я не понял, что было не так. Немного приглядевшись, до меня дошло, что я не вижу рельефа. Не было ни одного следа – не то что от ратрака, но даже от лыж. Становилось понятно, что я здесь вылез первым, вероятно все остальные уехали на Гамсгартен. Чуть-чуть продвинувшись вперед, я попытался нащупать то место, где должна была начинаться четвертая трасса. А, вот наконец и синие кружочки. Черт побери, как не похоже на то, как это выглядело в хорошую погоду. Еще спустя пару метров мои, в общем-то не приспособленные к фрирайду лыжи утонули сантиметров на 15-20 в пухлом снегу. Ну что-ж, покатаемся по целине. Заваливаясь назад, чтобы хоть как-то всплыли носки лыж, я начал свое продвижение вперед и вниз. Слов нет, фрирайд – конечно здорово, но не на узких лыжах, и не в условиях, когда в 50 метрах ничего не видно. Однако, видя остающийся на белой пустыне за мной след, я стал испытывать даже какую-то радость – хоть птица и на всю голову долбанутая, но гордая и сильная. А раз так, то надо и на Штубайском троне сфотографироваться. Последний день, как-никак. Трон, как известно, находится на станции Топ оф Тироль. Да-да, там, где -25 градусов сейчас. Что же, подумал я – сейчас доеду до начала 4а, поднимусь там на шестиместной креселке, оттуда по 5с вниз, там – на бугеле – и вот я уже наверху. А вот и нижняя станция шестиместки. Усаживаюсь в гордом одиночестве в кресло и еду наверх, видя, что по моим следам на четверке спускается группа из 3-4 человек. А вот уже и верхняя станция. Слезаю, иду к 5с. Черт, а где же указатели? Вдруг замечаю что-то синеющее в снегу. Внезапно приходит понимание, что это – занесенный по самую маковку снегом указатель. Ну нифига себе. Ладно, поехали. Трасса 5с – полностью исчезла. Ладно, будем ориентироваться по рельефу. Так, где-то тут должно быть озеро. А, вот оно. Так, едем к нему, и сворачиваем налево. Лишь бы лавина не сошла. Блин, ну хоть бы на 200 метров было видно… А, вот и начало бугелей. Бугели крутятся, креселка крутится. ОК, цепляемся… Поехали! Так, вот вершина… А вот и трон. И никого в округе. Краем глаза замечаю, что бугеля останавливаются. Ну ладно, черт с ними, потом разберемся. Ветер, -25, опять валит снег. Так, как бы телефон приладить, чтобы сфотографироваться… Сначала просто попробую этот трон заснять. Так, нормально получилось (приведу пару фото – первая не моя, это то, как все должно выглядеть. Вторая – моя, дает отдаленное представление, на сколько хорошо и далеко было все видно в тумане, трон находится от фотоаппарата в трех метрах).

Трон в хорошую погоду (фото не мое)

Трон, каким видел его я

Снова одеваю перчатку. Ага, сейчас воткнем палки, его – в ремешки палок затянем, останется только на спуск нажать. Нда, в горнолыжных перчатках засунуть его, мягко говоря, непросто, не то, что нажать на сенсорный экран. Ладно, опять долой одну перчатку, начинаю прилаживать к ремешкам. Телефон норовит выскочить в снег. От ветра и холода рука практически мгновенно немеет. Последним усилием затягиваю ремешок, нажимаю автоспуск через 10 секунд, и сайгаком несусь к трону, на ходу натягивая перчатку. Щелк! Возвращаюсь к телефону, понимая, что рука ничего не чувствует. Убираю его во внутренний карман, руку без перчатки засовываю внутрь куртки, поближе к телу, начинаю тереть и греть. Ну вот, вроде полегче. Теперь надо спуститься. Так, в таком состоянии по красным я не ездок, а на 4-ке я уже сегодня был. Решено – еду по 5, там поднимаюсь на креселке к 10, спускаюсь по ней, потом по 4а, ну а там – видно будет. Черт, опять ничего не видно. А, вон креселка! Черт, она стоит! Видимо, остановили вместе с бугелями! Нет ребята, 150 м вверх по такому снегу по 5с я не осилю. Подъезжаю к станции. Слава богу, кто-то есть. На меня смотрят, как на приведение. Ты откуда здесь? ОК, давай, подъезжай. Пускают креселку наверх. Сажусь, поднимаюсь к десятке. Там люди, человек шесть, и за перевалом не так облачно. Дружно спускаемся вниз. Время? Только час дня. Казалось, должно быть уже все четыре. Все, хватит на сегодня приключений. Сейчас к Гамсгартену – купить еще пару брелков-подъемников, и домой. На Гамсгартене – цивилизация, люди. В горнолыжных школах, правда, никого – но это и понятно. Ну что? Еще одно приключение с Wilde Grub’n? Нет, точно – на сегодня хватит. Там по слухам и в хорошую-то погоду не ясно, куда ехать, а сейчас… Сегодня уже в три ночи вставать, надо собираться. С сожалением сажусь на подъемник, и еду вниз, к парковке. На парковке – уже штук 60-80 машин, народ подтянулся. Жаль, конечно, что так получилось. Ничего, надо еще что-то оставить. Чтобы было, зачем вернуться. А под кат – выкладываю ту самую фото. Вообще, не сторонник выкладывания фото с собой, или какими-либо знакомыми. Но эту, и под катом – можно. Слегка подредактировал, т.к. все-таки телефон под наклоном висел на ремешках, и чуток снежок убрал с балаклавы.

[spoiler]Дошли![/spoiler]

Ну, вот и заканчивается мое повествование. Потом были сборы, прощание с радушными хозяевами, ночная дорога по автобану, где Сиджик завел в 15 км от аэропорта в какую-то деревню, где ремонтировали дорогу, про что он был не в курсе, постоянно отправляя меня на закрытый поворот (чтобы я еще раз когда-нибудь воспользовался этой тупой программой! В 100500 раз сливает iGo как по удобству пользования, так и по прокладке маршрута), сдача машины в аэропорту, получение TaxFree (пол-часа разбирался, что надо сначала получить штамп в специальном таможенном киоске на этих бумажках, а потом уже идти к ним), регистрация на рейс, и опять дюти фри. Кстати, регистрировались за три с половиной часа, еще до того, как открыли общую регистрацию именно на этот рейс – на какой-то отдельной стойке. В зале ожидания узнали, что рейс предыдущего дня (как раз 17-го, когда я, как ежик в тумане, ползал по склонам глетчера) – AirBerlin отменил, и не то, что не предложил никакой компенсации людям, которые не смогли улететь – а даже не накормил их обедом. У нас все было хорошо, не считая холодных бутербродов, и уже через три часа самолет коснулся ВПП Домодедово.

Оглядываясь на эту поездку, могу однозначно сказать, что отдых удался. Дети не разболелись, отлично перенесли как перелеты, так и переезды, пара лыж, чемоданы, двое взрослых и двое детей от полутора до семи лет, и даже одна коляска – в одной машине вполне неплохо помещаются. Штубайская долина – отличнейший курорт, и как показала практика – самостоятельная поездка туда даже с детьми – вполне себе имеет смысл. Напоследок – хочу привести небольшой список наших трат именно на проживание/питание/катание, чтобы можно было оценить, что по чем. Естественно – не привожу то, что покупали для того, чтобы привезти с собой – это можно и на несколько мультов насчитать. Итак, из расчета не на всю компанию, а на четверых, из которых двое – детей, на 14 дней (с небольшим округлением):

Проживание – 1200 евро (Мюнхен+Австрия)

Перелет+лыжи – 1220 евро

Машина – 450 евро

Бензин – 110 евро

Парковки – 35 евро

Виньетки – 15 евро

Скипас+скисервис – 340 евро

Горнолыжная школа ребенку на 5 дней – 200 евро

Детский сад на три дня – 100 евро

Школа для двоих взрослых – три занятия по 2 часа – 330 евро

Рестораны – 250 евро

Продукты – 250 евро

Музеи – 50 евро

Всякая мелочевка, типа такси, трамвая, тобоганов, шоу и т.п. (в общем, деньги разбежались) – около 250 евро

Итого, не включая шопинга – 4800 евро на четверых, или 1200 на одного. Цены в агенствах начинались от 2000 ойро на каждого, включая и совсем мелкого – и никаких там машин/музеев/горнолыжных школ.

После того, как с финансовым вопросом покончили – осталось самое последнее. Я привык, что каждое путешествие у меня ассоциируется с какой то песней, и запуская ее, я вспоминаю, как же там было классно. Так и это путешествие – однозначно теперь ассоциируется с евродисковой песней, выпущеной чуть ли не d 1997 году немецкой группой Puhdys, и перепетой чуть ли не 10 лет назад немецкой же группой Sound Convoy, и с тех пор неизменно входящей каждый год в каждый альбом Apre Ski, и звучащую в любой кафешке – будь то на горе или в долине. Итак, слушаем, смотрим – а те, кто был в этом сезоне в Австрии – подпеваем!!! Хей, Вир Воллен Айсберн Зейн!!!

Sound Convoy – hey wir woll’n die eisbärn sehn!

 

Ну, и чтобы уж совсем корректным быть – не могу не привести оригинал:

 

На сим – разрешите откланяться. Надеюсь, я не слишком занудствовал, и вам понравилось мое повествование. Ну а если у кого возникнут какие вопросы – добро пожаловать в комментарии, или пишите на мой e-mail.

1
You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

13 комментариев на «“Горные лыжи: самостоятельная поездка в Австрию с детьми на горнолыжный курорт Штубай. Часть 5 — Штубайская долина: проживание, питание, катание :)”»

  1. Anastasija:

     Добрый день. Спасибо за прекрасный рассказ. Мы как раз планируем похожую поездку. Даже жильё как окозолось поблизости. Будет машина, но всёже хотелось узнать про skibus . Кака указана в описании нашего жилья до остановки 150 метров. Я нашла расписание автобус ов, но никак не найду карту по каким деревушкам он петляет. нет ли у вас такой информации? 

    • Есть только схема – вот такая. Выкладки на карте, где именно находятся остановки – нет, но любой местный подскажет, где ближайшая. Фирменные автобусы у каждой зоны – свои, и от Шлик 2000, как мне кажется, нельзя напрямую добраться до ледника – только с пересадкой. Зато от него идет куча маршрутов до всех окрестных деревень. Вы в верном направлении, если уже нашли расписание – берите названия остановок, копируйте в карты Гугля, и он покажет, где именно эта деревня. На всякий случай вот вам 3 ссылки в помощь:

      Расписание скибас Инсбрук – Ледник с указанием всех остановок

      Все маршруты и расписания скибасов к Шлик 2000 (там 6 или 7 штук по ссылкам надо будет открыть)

      Общая информация о маршрутах местных автобусов.

  2. Anastasija:

    Нашла что искала. 
    http://www.vvt.at/page.cfm?vpath=timetables/mobile-fahrplanauskunft/vvt-smartride
    Програмка показывает все в подробностях. Еще раз спасибо, вышла по вашим ссылкам 🙂

  3. Pavel:

    Отличный отчет, спасибо. Подскажите, пожалуйста, я так понял на самом леднике практически нет жилья? Что-то не могу никак найти кроме одного 5* отеля

  4. Анастасия:

    Спасибо за отчет. А можно по подробнее про детей. Сколько лет?  Старшему 5 как я поняла и ор уже что-то умел. А младшему? И что вы делали с ним? Дет сад? Коляска и гуляние ( если да. То оде там гулять?)

    заранее спасибо!

  5. Нет, старшему было уже 6 с половиной, а младшему – полтора. Это дочке друзей было 5 и девять. С младшим в основном по очереди гуляли – в большой компании всегда находился либо кто-то, кто с утра пораньше не хотел вылезать, либо наоборот с утра так укатывался, что после обеда шел домой. Гуляли в основном недалеко от шале, первые фото здесь – как раз с прогулки, да на коляске. Играли на его территории, как внутри дома, так и снаружи, но внутри ограды. По вечерам почти каждый вечер возили со старшими детьми его в спа-центр с бассейном. Пару раз поднимались на гору с ним на подъемнике, гуляли там, один раз сдавали в детский сад на Шлике. В общем, все тоже самое, что в Москве, с поправкой на альпийский воздух и настоящее молоко.

  6. Анастасия:

    Спасибо за быстрый ответ. Нам будет 4 и 3 мес;) поэтому вопрос школы для старшего ( нще раз спасибо за мнение о той, что на шпике) и гуляния с коляской. А на леднике есть место для 4 маленьких колес и двух ног? Или все только вокруг подъемникаа потоптаться можно?

     

    а бассейн – наше все;) это да!

  7. Ну в общем, как мне показалось – ледник не самое лучшее место для прогулок, слишком уж пустынно, ветренно и снежно. Да и прямо внизу от него, откровенно говоря, особо не погуляешь – деревеньки в долине для этого гораздо лучше. Вот учиться там хорошо, это да.

  8. Анастасия:

    Понятно.

    а вы к какой деревне жили? Понравилось по сравнению с другими двумя? Может подедетесь контактом шале?;)))

  9. Мы жили в Телфесе – в начале этой заметки, вроде, у меня указано. Если сравнивать с другими – надо понимать, что это очень уж сильно на отшибе, без машины – там никак. Просто как загородный коттедж, вокруг – только леc и поле. Если нужно спокойное место – там хорошо, если хочется больше жизни – то лучше куда-нибудь в Фулпмес или Нойштифт. Ну и до зон катания от них ближе. Но соотношение цена/качество у него – лучшее, как мне показалось.

    Координаты скину на почту.

  10. Дима:

    Это докризисные цены.  Проживание 600 700 евро 9.7 по букингу в нойштифте. Матрас с на маму 250 евро 5 дней.дети 8 7 и 5 идут прицепом бесплатно. Папа гуляет с четвертым 1.2 года по апрельской майской красоте. Топливо,страховки,виньетки,продукты,музеи 600 700 евро. Общий бюджет до 2000 ойро. Киевляне. Машина бус рено.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

QR Code Business Card