Ну вот, не успели мы еще отойти от обзора планшета – как тут же пришлось браться за обзор одновременно с ним заказанного квадрокоптера Hubsan X4 H107C+, оснащенного двухмегапиксельной камерой, который и пришел – тоже почти одновременно с планшетом. И тоже, черт побери, дали мне поиграться с ним всего один день!
Да, этот квадрокоптер уже неоднократно обозревался – и на той же Муське, но то все были рекламные обзоры, и от профессионалов своего дела – а тут, можно сказать, взгляд простого обывателя; мое личное мнение. А потому – больше обзоров хороших и разных!
До этого у меня уже был опыт управления квадрокоптерами, и налет порядка нескольких часов на моем квадрокоптере SYMA X5SW. Поэтому с ним, пожалуй, я и буду сравнивать этот квадракоптер.
ТЗ в очередной раз стояло такое:
- чтобы был небольшой
- чтобы был с хорошей камерой
- чтобы стоил не дороже трех тысяч рублей
- чтобы внешне выглядел достойно, и можно было бы подарить
Исходя из всего этого – и выбран был квадракоптер Hubsan X4 H107C+, и как я уже сказал – куплен он был на АлиЭкспресс (сейчас там его уже нет, есть здесь):
и стоил мне чуть меньше, чем 2900 рублей (сейчас у этого продавца закончился, есть у другого, если применить купон – то почти по той же цене):
Доставка – бесплатная, но все равно не сказать, что это особо маленькая цена, особенно – для такого маленького квадракоптера. За те же деньги можно было бы купить даже такие крупные квадракоптеры, как SYMA X5SW, не говоря о еще более дешевом SYMA X5C. Но во-первых, заказчику хотелось не настолько большой квадрик, а во-вторых вдохновленный обзорами на ютюбе того, как снимает его камера – выбор все-таки склонился в пользу Hubsan. Ну, и немалую толику внес, конечно, его футуристичный внешний вид.
Спустя три недели – он уже был в моем почтовом отделении. Знаете, я иногда скептически отношусь про те сказки, которые рассказывают про почту России, но в данном случае – у меня не осталось никаких сомнений, что коробкой с квадрокоптером именно играли, и именно в футбол. Посмотрите, такие протертости на торцах коробки возможны только если эта коробка скользит по полу после удара, как футбольный мяч:
А когда мы снимем оболочку, то хорошо видно и место того самого удара. Мне кажется, это был одиннадцатиметровый:
Честно говоря, после того, как я это увидел, у меня ёкнуло сердце, и я горько пожалел, что не открыл коробку в почтовом отделении с составлением соответствующего акта. Но продавец – тоже, молодец, конечно, догадался отправить коробку, даже не обернув ее пупырчатой пленкой. При этом, как выяснилось – это не только у меня такая проблема была.
А я-то за планшет переживал, когда его просто в гофру положили и скотчем перемотали…
С обратной стороны коробки все немного получше, видны только мятые углы:
Вообще, коробка сделана даже не из картона, а просто из очень плотной бумаги, “школьного картона”. Вот, как она должна была бы выглядеть без издевательств:
С замиранием сердца – я открыл коробку. Уфф, вроде, все в порядке:
Внутри – чудом не пострадавший квадрик, пульт к нему, инструкция, и кучка аксессуаров: 4 запасных пропеллера, их съемник, отдельная зарядка для аккумулятора, который можно вытащить из квадрокоптера, и микро-юсб шнур:
Да-да, в отличие от той же Симы – аккумулятор квадракоптера можно заряжать, не вытаскивая его из корпуса самого квадракоптера – для этого сбоку на нем предусмотрен microUSB разъем:
При этом в начале и в процессе зарядки – на квдрокоптере горят красные огонёчки:
гаснущие, как только процесс зарядки закончится. Всего зарядка продолжается порядка 70-80 минут, но остались не охваченными замеры потребляемого при зарядке тока, да и само измерение емкости аккумулятора. Но если верить производителю, то поделив емкость аккумулятора (520 мАч) на время его зарядки – получаем примерно 500 мА. А, да, комплектный микроюсб кабель – тоже не протестировал – но учитывая мизерность нагрузки, в этом и особой необходимости не было.
В принципе, заряжать акк, не вытаскивая его – не обязательно. Если необходимо, то его можно и вытащить из квадракоптера:
и заряжать отдельно – если у вас их, например, два, и пока на одном летаете, то второй – заряжается.
Аккумуляторы, кстати – специфические, и просто так, от другого квадрика, того же симы – поставить их не удастся. А родные – очень дорогие. Это раз. А два – очень сильно опечалило время полета на этих аккумуляторах – оно примерно соответствует времени полета огромного по сравнению с Хабсаном – Симы – все те же 6 минут. И это – с выключенным видео, со включенным – вообще около пяти минут! Честно говоря, я ожидал, как в одном из рекламных обзоров – хотя бы минут 10. Не знаю, может это у меня аккумулятор такой неудачный попался – проверить его я не успел, надо было уже отдавать квадрокоптер.
А на Симу же можно поставить даже неоригинальные аккумуляторы почти втрое большей емкости, увеличив время полета в два с половиной раза! Да, конечно, это может привести к перегреву коллекторных моторов – но по мне – лучше уж раз в пару месяцев поменять мотор, чем каждые 5 минут перетыкать аккум.
И да, я не оговорился – когда сказал, про огромный Сима X5. Огромный в сравнении. К сожалению, я не успел заснять их рядом, но зато – сделал фото Хабсана рядом с обычными пальчиковыми батарейками:
Расстояние между близлежащими осями (не противоположными) – составляет всего 8-9 см, он помещается на ладони:
Для сравнения у Syma – это расстояние составляет 16.3 см, т.е. в два раза больше:
Ну, а про его площадь (соответственно, один сима – как четыре рядом стоящих хабсана) и размер лопастей и говорить нечего.
На пузике квадракоптера в наличии вентялиционная решетка, щель для microSD карты, и кнопка включения-выключения:
Да, дизайн, конечно, обалденный. Кому надо больше фото – у любого продавца их полно с любого ракурса, в том числе и у того, что брал я.
А вот почему было не положить MicroSD карту хотя бы на 2 Гб – абсолютно не понятно. Вот до чего жадность людей доводит! (с)
Зато исключительно порадовало, что производитель не стал извращаться с тем, какого цвета поставить сзади светодиоды, и поставил их, как у автомобилей: задние стоп-сигналы – красные:
Очень легко запоминается, и хорошо видно, даже если квадрик находится относительно далеко.
Пульт очень простой, на 2.4 Ггц, питается от 4 ААА батареек, и легко ложится в руки:
Кроме стиков, которые центрированы, и наклоняются в любую сторону, а также утапливаются (нажимаются) со щелчком – присутствует кнопка включения/отключения, шесть кнопок тримирования, и две кнопки, отвечающие за съемку фото/видео при коротком нажатии, и переключении режима полета (отключение режима удержания высоты при отпущенном стике газа) при длинном.
Изначально квадракоптер пришел, настроенный на MODE 2 управления – это когда левый стик отвечает за полет вверх-вниз и вращение вокруг своей оси, а правый – за смещение вперед-назад-влево-вправо. Я считаю этот режим самым удобным, и поэтому даже не стал разбираться, как переключиться в режим MODE1, когда газ и соответственно – изменение высоты осуществляется правым стиком . Поэтому дальнейшие пояснения – именно для Mode 2.
В остальном все функции кнопок достаточно понятны:
- Короткое нажатие (утапливание) на кнопку газа (высоты) – включение Headless режима. На пульте загорается звездочка, на квадрике начинают мигать голубые огоньки, а ему самому становится все равно, где у него зад, а где перед. Так что не важно, каким боком он к вам повернется (да хоть даже спиной), перевод правого стика от себя приведет к том, что квадрокоптер полетит от вас; на себя – на вас.
- Длинное нажатие (утапливание) на кнопку газа (высоты) – включение режима флипов (переворот вокруг горизонтальной оси). После этого достаточно сдвинуть правый стик в любую сторону, и квадрик в ту же секунду и в туже сторону – кувыркнется. К сожалению, даже на таком небольшом квадрокоптере этот маневр занимает достаточно много места, да и после окончания его – дальнейшая траектория полета слабо предсказуема, поэтому в комнате его выполнять достаточно проблематично.
- Нажатие (утапливание) один раз на правый стик переведет квадрокоптер в экспертный режим – крены станут сильнее, а отзывчивость – еще резче.
- Короткое нажатие на кнопку фото (на переднем торце слева) – квадрокоптер сделает фотографию, а пульт – дважды пискнет.
- Длинное нажатие на кнопку фото (на переднем торце слева) – отключится режим поддержания высоты при отпущеном стике газа.
- Нажатие на кнопку видео (на переднем торце справа) – включается запись видео, на пульте появляется значок камеры, еще одно нажатие – запись прекратится.
- С триммерами – еще проще: левые – триммируют повороты вокруг своей оси по и против часовой стрелки, группа справа – смещение вправо-влево, и самые верхние – смещение вперед-назад. Нету триммера газа – но по уму, он здесь особо и не нужен.
Все это прекрасно описано в прилагающейся инструкции:
Также есть опция калибровки гироскопов из экспертного режима – но это отдельный процесс, кому потребуется – найдет.
Включается он немного не так как сима: длинное нажатие на кнопку на пузе квадрокоптера, затем – включаем пульт, подносим к квадрику, пока он мигает огонечками, и ждем писка. После этого – как это ни странно, ждем еще одного писка. В отличие от Симы – никакие стики в момент привязки наоборот – трогать не надо! После того, как все огоньки стали постоянно гореть – значит, наш квадрокоптер привязан к пульту.
И вот здесь – еще одно кардинальное отличие от Syma: если запуск/остановка моторов в Симе осуществляется стиком газа, то на Хабсане – это разведенные в стороны-вниз оба стика (запуск – короткое разведение, заглушить – длинное)! Причем если запуск – иногда можно осуществить и одним стиком газа, то вот при падении – квадрик глушит моторы далеко не всегда, а поскольку пропеллеры очень тонкие – то и коцаются они гораздо сильнее, чем на Syma. Быстро сообразить, и сделать длинное разведение стиков в стороны вместо просто газ-вниз – пришлось достаточно долго привыкать.
Теперь перейдем непосредственно к тому, ради чего он и покупался – обсуждению качества встроенной камеры и полетам.
Прежде всего хочу сказать, что квадрокоптер – очень резкий, а стартует так – что вообще не понятно, чего от него ожидать, и в какую сторону его понесет. Вот, к примеру, несколько неудавшихся стартов:
Думаю, сразу после видео самого полета уместно сразу говорить и про качество видео с камеры этого квадракоптера. Уточню сразу – звук не пишет, а оценить его изобразительную часть – достаточно сложно, ибо постоянная тряска. Можно попробовать сравнить два видео – то, что выше, заснятое на смартфон Samsung Galaxy Note, и вот это – с камеры квадрика:
Ну и объединенное в видеоредакторе видео:
Опять же – в отличие от Симы, взлетающей прямо таки со спокойствием удава Каа – плавно и вальяжно, практически точно вверх (ну если оттримирован нормально, конечно). Причем даже на сдохшем аккумуляторе, когда мощи не хватает, и поток воздуха от винтов так и норовит бросить ее в сторону:
Но зато высоту держит гораздо лучше, чем Syma X5SW. Все-таки барометрический датчик дает о себе знать – а в симе приходится постоянно работать стиком газа.
Отсутствие в комплекте у Husban защиты – достаточно сильно напрягает. И не только потому, что лопасти тонкие и легко от удара проминаются, а корпус при падении – расходится по швам в районе камеры, приходится снова защелкивать. Хоть мух и мелкий, но жалит, как оса. Вот, например, последствия одного не очень удачного старта, когда ему вздумалось не аккуратненько взлететь вверх, а резко уйти в моем направлении:
Лопасти острые, и царапины от них остаются – что от твоей кошки. Хорошо, что не в глаза влетел. С Syma такого у меня никогда не было, он не ведет себя при взлете, как бешеная табуретка – и там я наоборот, защиту снял. В общем, если собираетесь купить себе Хабсан – заказывайте сразу еще и защиту, здесь она не лишняя.
Хотя с удержанием высоты, как я уже сказал – все более-менее, но с висением на месте – далеко не все в порядке: не смотря на то, что есть барометр, и даже если абсолютно не дотрагиваться до стика газа – то постоянно присутствуют какие-то подергивания вверх-вниз, не говоря о смещении влево-вправо, избавиться от которого не удалось никаким тримированием (справедливости ради – на симе тоже смещение имеется, но не такое явное, только вот в положении вверх-вниз постоянно ловить приходится; но хоть дрожания нет).
Что с ним станет на улице даже в небольшой ветер – даже и представить сложно. Нет, летать-то будет, но опять же – заснять что-нибудь, зависнув над этим – скорее всего можно будет только в безветренную погоду. А вот Headless mode – работает вполне прилично. Во всех полетах, что будут в дальнейших видео – я чередую оба этих режима нажатием кнопки газа.
Флипы в ограниченном помещении выполнять крайне не рекомендуется: во-первых – после выполнения кувырка у квадракоптера “кружится голова”, и он не совсем понимает где он находится и как ему выровняться. Вот пример полета с неудавшимся флипом в конце, когда я просто даже не успел понять, в какую сторону дергать стики в конце:
Соответствующее этому полету видео с квадракоптера – для оценки качества камеры (разумеется, с тем же самым неудачным флипом):
Ну, и разумеется – объединенное видео:
А во-вторых – происходит ощутимый провал по высоте – более полутора метров. Вот еще один пример полета, завершающийся кульбитом (тоже в Слоу-Мо):
Этот же полет с камеры квадрокоптера:
И объединенное видео:
Для сравнения все-таки решил выложить видео полета на своей симе примерно в тех же условиях:
Поскольку позапускать квадрик на улице не удалось – то вот отрывок из совсем короткого видео, снятого через оконное стекло на камеру квадрокоптера. Чем богаты, как говорится:
И еще одно видео с камеры квадрика, чтобы оценить то, как он снимает предметы вблизи, ну и одна из удачных посадок:
Ну и последняя информация про видео: информация о видео-файле меня искренне удивила: не смотря на то, что в характеристиках на коробке и у продавца указано 720p – съемка велась в разрешении 1920×1080 (правда, всего 20 кадров в секунду):
Не верю я в эти 1080 в этой камере, скорее всего, программно разрешение раздуто. Да и по картинке очень смахивает на интерполяцию. Одна минута видео занимает от 100 до 150 Мбайт.
Теперь перейдем к фото-части.
Фото снимает, как и обещано в разрешении 2 Мп, 1920×1080, размер получающихся файлов – от 300 до 500 Кбайт. Давайте посмотрим, что получается. К сожалению, обычной 2 Мп камеры у меня нет, и поэтому будем сравнивать с тем, что получается в идеальных условиях, и тем, что дает камера на моем Syma X5SW. Уж не знаю, есть ли смысл их приводить… Ну, наверное, все-таки есть, чтобы вы понимали, что камеры на 0.3 Мп покупать нельзя. Для начала улица, съемка с рук. Сразу скажу – сняты в разные дни, поэтому сравнение относительное, конечно. Первая фото – это фотография с 8 Мп камеры (достаточно неплохой) планшета Cube T10:
Теперь то, что у нас получилось с 2 Мп камеры нашего квадрокоптера Hubsan X4 H107C+ (так как не совсем понятно, куда он смотрит, и что попадает в кадр – то сохранено лишь общее направление):
Четкость не ахти, но особо напрягает замыленность картинки.
Ну, и то, что получается с квадрика 0.3 Мп камеры квадрика Syma X5SW:
Теперь возьмем более сложные условия – фото в комнате, тестируем цветопередачу. Первое фото – как это выглядит в реальности, с 8-Мп камеры Samsung Galaxy Note:
Теперь – Хабсан:
Ну и Сима:
Думаю, тут без комментариев.
Ну и еще одно фото в комнате, изучаем геометрию. Как обычно – первым – 8 Mp смартфон:
Теперь – подопытный Хабсан:
На этом фото видно, что угол обзора у него немного побольше, но на краях (особенно хорошо видно на шкафе) появляется бочкообразность. Ну и замыленность (сбитость фокуса) никуда не делась.
Ну и Syma с 0.3 Мп камерой:
Бочкообразности нет, но все остальное – просто ниже плинтуса. Ну, от 0.3 Мп камеры никто большего и не ожидал.
Как резюме про камеру Хабсан: по сравнению с нормальной камерой даже на планшете – фото, мягко говоря, не очень – ни по цветопередаче, ни по четкости.
В сравнении же с 0.3 Мп камерой на Syma – так все просто супер. Жаль, нет возможности сравнить с нормальной 2 Мп камерой Syma. А ведь у Симы уже появились в серии X5 уже и 5 Мп камеры.
Ну вот, вроде и все. На последок – дисклаймер. Какой вес он может поднять, да и сколько он сам весит – осталось, к сожалению, вопросом, этого я измерить не успел. Поговаривают, да и в характеристиках написано, что собственный вес с аккумулятором – порядка 56 грамм.
Также не смог испытать радиус действия пульта и полеты на улице – все-таки квадракоптер не мой, и случайно убить чужую вещь было бы как-то некрасиво.
Итоги и выводы
Плюсы:
— Футуристичный внешний вид.
— Барометрический датчик – управлять поворотами вокруг оси в режиме зависания стало гораздо проще, да и вообще высоту неплохо держит
— Режим Headless работает достаточно адекватно
— Возможность заряжать от Micro USB – это просто праздник какой-то, не вытаскивать каждый раз аккумулятор!
— Даже если его (аккумулятор) и приходится вытаскивать – сделать это гораздо проще, чем в той же Syma
— Дополнительное зарядное устройство в комплекте
— Правильное размещение цветов подсветки у светодиодов: гораздо лучше воспринимаются и очень просто понять где зад, а где перед
Нейтрально:
— Очень скромные размеры – не наладонник, конечно, но надо понимать, что это далеко не серия X5 от Симы
— Камера не идеальна за эту цену, но и не полное разочарование. Однако, поскольку она встроена – нельзя просто так взять, и заменить ее – только подвесить дополнительную
— Крашеустойчивость на среднем уровне: один раз при падении на паркетный пол корпус разошелся по защелкам в районе камеры, но легко защелкнулся обратно; а при столкновении с препятствием – очень страдают тоненькие лопасти: на них остаются очень глубокие зарубки
— Флипы крутит, но просадка по высоте достаточно большая
— Непривычный режим глушения двигателей
Минусы:
— Высокая цена. Собственно, из нее вытекают и добрая половина остальных минусов – ее можно было бы оправдать, если бы комплектация была побогаче
— Отсутствие в комплекте защиты, резиновых ножек
— Отсутствие в комплекте дополнительного аккумулятора
— Отсутствие в комплекте карты памяти
— Проприетарные аккумуляторы, достаточно дорогие и не сменяемые на большей емкости
— Час зарядки – шесть минут полета (и это – с выключенным видео, со включенным – вообще около пяти минут!)
— Резкий, как понос, при взлете; да и вообще – для комнатного размера квадракоптера – управление сложновато
Выводы:
Резюмируя, я бы не сказал, что в данном случае встроенная камера – это плюс, поскольку, по информации с форумов – камеры-брелки на 720p снимают лучше – но пересылать через границу теперь их стало опасно, они внезапно оказались “спецсредствами для негласного получения информации”.
Ну и в целом – у Хабсана получился достаточно дорогой аппарат для начального уровня. В качестве игрушки для ребенка – очень сомнительно. Брать его, как первый квадрокоптер – я бы по опасался. Убьете или потеряете после первого же запуска. Та же Syma – гораздо плавнее, прощает многие ошибки, устойчивее к падениям, да и в целом – ремонто-пригоднее. Ну, а если уж выбора нет – то учиться летать без ветра, над травкой, и на большой площади. И кстати, дома разбить коптер по неумелости гораздо проще и быстрее.
Так что – только поиграться человеку, который уже знаком с квадрокоптерами, чтобы внести разнообразие. Вот такому человеку, да еще и в качестве подарка – самое то.
И откровенно говоря – после того, как я его опробовал – себе лично я бы такой не купил. Уж лучше еще одну Syma с камерой на 2-5 мегапикселей 🙂
Ну, или разве что только получить в подарок.
Но ссылку на магазин, где я его брал – на всякий случай оставлю. Если все-таки вам он полюбился – то цена там самая лучшая, в остальных – он идет уже за три тысячи.
Upd. Ну вот и кончился он там. Теперь самое дешевое предложение – здесь, если применить купон, то по цене всего на 100 рублей дороже получится.
Добавить комментарий