Иллюзия эта древняя и известная, почти как сам интернет – еще в 2003-ем году японский дизайнер Нобуюки Kayahara – Nobuyuki Kayahara – предложил интересную гифку: Silhouette Illusion «Иллюзорный силуэт», которая представляла собой 34 закольцованных кадра. В рунете ее назвали просто “Вращающаяся девушка”.
И не смотря на то, что ей уже больше 12 лет, я был удивлен, что есть люди, которые об этой иллюзии еще не слышали. Ну а коли так – то можно и рассказать, ну а тому, кто знает, но не может заставить силой мысли вращаться ее в другую сторону – помочь это сделать.
Сначала, собственно, сама иллюзия. Посмотрите, и скажите – она вращается по часовой стрелке на левой ноге, или против часовой на правой?
Говорят, что у тех, кто видит вращение по часовой стрелке – сильнее развито левое полушарие (логика, анализ), против часовой – правое (эмоции, интуиция). Утверждение это спорное, но глубоко вдаваться в это не будем, ибо недоказуемо. Как и то, что те, у кого девушка редко меняет направление движения (или не меняет вовсе) – это люди более практичного, рационального склада, а у людей, у которых девушка часто меняет направление вращения – это лица с более богатым воображением, не всегда последовательные.
Гораздо интереснее то, как эта иллюзия сделана, и как силой мысли увидеть вращение девушки в противоположном направлении.
Основная идея ролика – сделать кадры, на которых нельзя определить, какая нога является опорной – левая или правая, и какая спереди, а какая сзади. На плоской картинке есть только два измерения и конец стопы ноги девушки на самом деле не описывает круги, а движется попеременно туда-сюда по горизонтальной оси; мы же добавляем от себя в изображение третье измерение – глубину, делая это одним из двух возможных способов. От того, каким именно способом мы делаем это, зависит направление вращения. Таким образом, всё дело в интерпретации «где левая, а где правая нога», осуществляемой системой распознавания образов человека. Поскольку на кадрах одни и те же изображения можно принять и как стоящие на правой, и как стоящие на левой ноге, то всё отдаётся на откуп воображению.
Если в качестве опорной ноги воображение воспринимает левую, тогда фигура вращается по часовой стрелке, если же опорная нога интерпретируется как правая – тогда против часовой стрелки. В ходе просмотра ролика возникает феномен изменения восприятия опорной ноги – она вдруг непроизвольно (а может и произвольно) меняться – тогда девушка начинает вращаться в другую сторону. Тоже самое с головой.
Будьте честны — сколько времени вам понадобилось, что бы повращать девушку в обе стороны? Чтобы не пролистывать наверх – приведу гифку еще раз:
Если не получилось в течении хотя бы нескольких минут – дам подсказку – попробуйте промотать картинку так, чтобы осталась только тень и край стопы, и снова попробуйте мысленно изменить направление вращения, представляя сначала, что тень вращающейся ноги проходит перед опорной ногой, а затем за ней. После того, как удалось закрутить тень в нужном направлении – медленно опускайте всю картинку обратно, следуя от тени вверх.
Ну как – получилось?
Ну и если опять нет – то не расстраивайтесь. Под спойлером – картинка, которая уж точно заставит вас понять принцип того, что происходит, и как же заставить себя думать, что она может крутиться в любую сторону, которую мы захотим 🙂 Ну разумеется, лучше кликнуть на картинке, чтобы она открылась в полном виде.
Теперь-то это не сложно, да?
Ну и напоследок еще одна интересная трехмерная иллюзия в двумерном виде, из тех, что еще рисовал Мауриц Корнелис Эшер, (одна из первых и самых известных гравюр – Бельведер):
Сами по себе они уже замечательны, но еще интереснее – рассматривать их в движении!
Так вот, в 1958 году Эшер был впечатлен статьей о невозможных фигурах – физика и математика Роджера Пенроуза, опубликованной в журнале British Journal of Psychology. В том числе и ставшем знаменитым «Треугольнике Пенроуза» (который на самом деле был открыт еще в 1934 году шведским художником Оскаром Реутерсвардом). Этот невозможный треугольник проще всего представить с помощью двенадцати игральных костей (кубиков):
Понятно, что в трехмерном пространстве построить такой невозможно. Но в двухмерном – почему бы и нет? Более того – попробуем покатать по такому треугольнику шарик. Посмотрите – по какой плоскости он будет двигаться?
Хинт: Картинку можно прилепить себе на аватарку. Завораживает! 🙂
Добавить комментарий