Эта запись была навеяна моим постом про мускульный вертолет. А начну я – издалека.
В 1987 году у нас появился первый видеомагнитофон. Это была “Электроника ВМЦ-8220”. Достался он нам по огромнейшему блату – муж двоюродной сестры отца (о как завернулось!) занимался копированием западных фильмов, и смог посодействовать в этом непростом деле. Помню свою радость по этому поводу – тогда это было что-то запредельное, только в видеосалонах и у немногих избранных к тому времени были видики типа ВМ-12. Но по дизайну он превосходил ВМ12 в десятки раз – а учитывая, что он еще и с ПУЛЬТОМ был… В те времена владение оным невозможно даже сравнить ни с чем, что существует сейчас, аналогий просто не существует. Это сейчас просто – даже если iPad официально не продается – его относительно легко можно привезти с запада. А тогда… Нынешнее поколение, наверное, даже и не вспомнит, что покупая себе видик, приходилось делать телевизору некоторый джэйл-брэйк, встраивая в него декодер Пал-Секам. Потом, в начале 90-х, на рассвете комиссионок разных видиков появилось меряно-немеряно, но в 80-х это еще было чудо (фотки взял из гугля, сорри – первоисточника не нашел).
И в комплекте с этим чудом – шло три видеокассеты – первая из них с мультфильмом “Робин Гуд” (там, где Робин – хитрый лис, а маленький Джон – медведь), вторая – с “Коммандо” со Шварцом и “Коброй” со Сталлоне, а третья – с еще двумя фильмами: “Голубой гром” и “Дух мщения”. Как и первые два фильма, так и оба фильма со второй кассеты – мы просмотрели бесчисленное количество раз со своими друзьями, одноклассниками, да и просто товарищами, и каждый раз чуть ли не до драки спорили – а возможно ли показанное в “голубом громе” исполнение мертвой петли вертолетом. Уже много позже, когда появился интернет, спустя почти 15 лет, я узнал, что на самом деле в сцене мертвой петли снимался не большой вертолет, изготовленный из французского Газеля, с приделанной кабиной от Апача, и принимавший основное участие в съемках, а его радиоуправляемая модель.
И тем не менее – вопрос не отпускал – а возможно ли вообще это сочетание – вертолёт и мертвая петля, или это несовместимые понятия?
Как оказалось – точку в этом споре уже давно можно поставить. Короткий ответ – да, это возможно, причем – практически для любого типа вертолетов. Ну, а под катом – я приведу неоспоримые доказательства.
И наши соосные военные вертолеты, типа Ка-50 способны исполнить мертвую петлю (правда, на закритических режимах полета, и это чревато схлестыванием лопастей несущих винтов):
И наши относительно новые вертолеты, созданные по обычной схеме, типа Ми-28
И выпускающиеся еще с 1980-х годов американские апачи (т.е. задолго до появления фильма), как мы видим, вполне спокойно демонстрируют не только мертвую петлю, но и бочки, и иные фигуры сложного пилотажа:
Ну а что же не с военными вертолетами? Для спортивного вертолета – вполне обыденная:
Да и для относительно гражданских – тоже допустимая:
Так что, как мы видим – мертвая петля на вертолете возможна не только в теории, но и неоднократно исполнялась на практике.
Ну и в конце любознательный читатель может спросить: “А что же случилось с участвовавшим в съемках вертолетом? И кстати, с видеомагнитофоном?”
Есть у меня ответ и на эти вопросы. Видеомагнитофон – жив-здоров, стоит на даче, но практически не используется.
А вертолет – давно уже доживает свой век на заднем дворе парка развлечений кинокомпании MGM/Disney во Флориде, неподалеку от космического корабля из “Полет Навигатора” – тоже, кстати, эпохи из нашего детства.
И может быть, когда-нибудь, отдельной статьей я напишу более подробно о “Голубом громе” – в стиле “знаете ли Вы, что…”. Фильм – действительно веха в истории, и вполне этого достоин.
Добавить комментарий