Авария в московском метро — похоже, все-таки стрелка

Судя по поступающей информации, версия со стрелкой подтверждается все большим и большим количеством фактов. Нет, конечно, пока остальные версии до конца отметать тоже нельзя, но тем не менее — вероятность их гораздо меньше. Детальный ее разбор (версии со стрелкой) приведен в этих трех заметках: Руссс, Тима и Ру-метро. Я же попытаюсь очень коротко и на пальцах обобщить приведенную, в качестве иллюстративного материала взяв несколько фото из этих блогов. Если нужны детали — то добро пожаловать к ним.

Итак, версия со стрелкой — как произошла авария в метрополитене:

примерно в 8:35 поезд модели Русич

Поезд Русич

секции 0210-…-0211 отошел от станции Парк победы в сторону станции Славянский бульвар.

В двухстах метрах от станции находится камера съезда на новую строящуюся ветку.

Разделяющая два тунеля стена

Ускорение поезда — порядка 1 м/с2, и за ~ 20 секунд, требующиеся на преодоление этих 200-250 метров, он успел набрать скорость около 20 м/с, что составляет порядка 70 км/ч.

 

Не смотря на то, что пути из соседнего тоннеля к основной ветке еще не подведены, на основных путях недавно, буквально за несколько дней до трагедии, был установлен стрелочный механизм:

Недособранная стрелка

Теоретически, два рельса — остряка должны быть соеденены между собой тягой, чтобы оба остряка смещались синхронно. В приведенной ниже схеме-картинке они прижаты к левому рельсу, в нашем же случае, чтобы поезд шел прямо — должны быть смещены вправо, соответственно — правый остряк прижат к правому рельсу, а левый — наоборот, отжат.

схема стрелки

Однако, тягу между остряками установить еще не успели. Тем не менее, чтобы остряки не сместились — их необходимо было зафиксировать. В случае, если устанавливается закладка для движения прямо — она фиксирует правый остряк, а левый — притягивается и фиксируется уже тягой.

установленная закладка

Однако мы помним, что тяги у нас нет. Поэтому левый остряк, чтобы он не сдвинулся к основному левому рельсу — был зафиксирован проволокой прямо за проушину, в которую должна была заходить тяга:

Зафиксированный проволокой левый остряк

Что и как было зафиксировано на правом остряке — сейчас пока понятно, внятных фото нет. Вероятнее всего это выглядело так:

Схема фиксации

Соответственно, при движении левый остряк так и остался нормально зафиксирован, и левое колесо пошло, как и должно было — прямо. Правое же колесо тележки вагона — либо просто врезается в отошедший правый остряк, либо вообще взрезает отошедший остряк, отодвигая его еще сильнее влево, и попадает между ним, и рельсом, уходящим вправо. В следующее мгновение колесо проваливается между рельсами,

Сюда попадает правое колесопосле чего ударяется о шпалы, завязая в них, и поезд резко кидает вправо. Левое колесо тоже слетает с рельса. Через две секунды (скорость около 20 м/с) кабина машиниста своей правой частью врезается в стену, разделяющую два тунеля — бетонную опору в камере съездов.

В эту стену пришелся удар

Что приводит к резкой остановке и дальнейшему сминанию первого вагона остальными вагонами состава, которые двигались по инерции. Так как вагон «Русич» имеет посередине «гармошку»,

Вагон метро Русич

то его фактически сложило пополам, раскорячило поперек камеры съездов (заметны колонны в стене, об которую разбился головной вагон), и расплющило ударом второго вагона. Хотя, как я уже писал — на такой скорости — старому составу тоже пришлось бы не сладко, в камере съезда много места — раскорячило бы и его.

Почему врезали стрелку задолго до того, как подвели пути в соседний туннель — не понятно. Затянули ли правый остряк также на проволоку, как и левый, а не на замок, или хотя бы на толстый болт с гайкой — тоже пока не ясно. Человек, который это делал — достаточно долго, уже более 20 лет работает в метро. Но вообще — это ничего не значит, опыт подсказывает, что когда навык хороший, то на детали внимание уже начинаешь обращать гораздо меньше внимания. Как обычно — стечение обстоятельств, ни одно из которых в отдельности не привело бы к такому ужасному результату.

You can follow any responses to this entry through the RSS 2.0 feed. You can leave a response, or trackback from your own site.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Subscribe without commenting

QR Code Business Card