Наверное, этот пост мало кого заинтересует — разве тех, кто в теме. Но больно уж наболело. И просто хочется немного рассказать о деталях ведения того или иного бизнеса. Сначала думал, что вот — просто напишу, что замучали уже отчетностью, вольным трактованием закона, коррупцией на госсазах. Но две строчки переросли в несколько страниц.
Вот иногда мне кажется, что у нас бред на бреде стоит, и бредом погоняет. Большинство нормальных людей, далеких от общения с государственными налоговыми органами, факт того, как именно осуществляется торговля, волнует мало. А между прочим, совершенно напрасно. Потому что в конечном итоге все это выльется в то, что когда вы будете покупать товар в России через интернет — и не важно — чисто ли это интернет-магазин без торгового зала, или просто доставка от оффлайн-интернет магазина типа М-видео или Эльдорадо — но рано или поздно, мы придем к тому факту, что покупка через интернет будет стоить вам гораздо дороже, нежели покупка в оффлайн его представительстве. Если вы помните начало двухтысячных, то могли обратить внимание, что во многих интернет-магазинах, где раньше доставка была бесплатной — она внезапно стала оцениваться во вполне реальные 200-300, а то и 500 рублей. Причем не только там, где доставка осуществляется коммерческим автотранспортом, но и обычная, где доставляет все обычный пеший курьер. Казалось бы — с чего бы это? Вот ниже и попробуем слегка разобрать этот вопрос.
Прежде всего, все чаще меня не отпускает чувство, что в России делается все, чтобы удушить службы доставки и интернет-магазины. Для того, чтобы было понятно, что я имею ввиду, начну я издалека.
Всем известно, что при каждой покупке, когда вы приходите в обычный магазин, вам выдают кассовый чек. Он служит подтверждением того, что вы передали деньги, а магазин их принял. Причем служат подтверждением не только вам — поскольку в принципе, для вас абсолютно эквивалентной бумажкой был бы простой товарный чек с печатью магазина, а прежде всего владельцам магазина и налоговым органам — первым в том, что кассир не присвоил эти деньги себе, а вторым — что магазин с них потом уплатит налог. Нет, конечно, нерадивый кассир может и не пробить чек вовсе, даже при наличии кассового аппарата, а деньги присвоить себе — но обычно это очень строго карается, и даже не известно кем еще сильнее — владельцем магазина, или налоговыми органами. Ибо для владельца — это является банальным воровством у него денег. Ну, если только, конечно, не с его указания делается, и не под его контролем.
Так вот кассовый аппарат позволяет весьма четко контролировать всю проходящую через руки кассира выручку.
Ну и естественно, чтобы владелец не занижал выручку перед налоговой не путем не пробития чеков (тут налоговая может что-то доказать только в ходе контрольной закупки), а указания в отчетности заниженной суммы — в каждый аппарат ставится специальная такая флэшка, на которую записываются все пробитые суммы. Вернее — криптофлешка, поскольку умеет еще и шифровать данные, и пароль от которой есть только у налогового инспектора, дабы избежать скручивания. По умному она называется ЭКЛЗ — электронная контрольная лента защищенная. Представляет из себя небольшую такую пластиковую коробочку, размером где-то в 3-10 раз больше чем обычная флешка (нанотехнологии, ёпт!),
и вставленную внутрь каждого кассового аппарата. А теперь — три ключевых факта об этой флэшке:
1) максимальный объем встроенной памяти — 256 мегабайт
2) флешка должна меняться каждый год
3) стоимость этой флэшки составляет 7000 рублей.
Ну вы поняли, да? Обычная криптофлэшка с аппаратным шифрованием данных на 8 Гб на яндекс-маркете стоит 300 рублей, и работает 7 лет (средний срок службы кассового аппарата), а наша ЭКЛЗ на тот же самый срок (ну пусть даже 1 Гб суммарно получится) обойдется в пятьдесят тысяч рублей. А учитывая, что это все оплачивается из чистой прибыли (поскольку это дополнительный расход к уже имеющимся), которая в торговых организациях составляет в среднем от 5 до 10% (в самом хорошем случае) от оборота — получается, необходимо продать/оказать услуг только для того, чтобы оправдать ЭКЛЗ, на сумму от 500 тысяч до одного миллиона рублей. И это, кстати, без учета стоимости всех идиотских копеечных голограмм, продоваемых каждый месяц по 500 рублей под названием «обслуживание ККМ». Просто, если вдруг решите начать свой бизнес, связанный с приемом наличных денежных средств — имейте ввиду, что при наценке в 20% (с услугами чуток получше, да), ежегодно прибыль с каждых полученных 50 тысяч рублей (это в лучшем случае, а то и ста тысяч) без учета каких-либо других затрат, вы будете отдавать только за кассовый аппарат.
Вспомните, когда началось массовое внедрение ЭКЛЗ? 2004 год. А появление строки «стоимость доставки» в накладных? Удивительное совпадение, правда?
Кстати, кассовых аппаратов в России — 3 с половиной миллиона штук. Пока. Чуть ниже посмотрим, сколько их будет в очень скором времени.
В принципе, все это давно не новость — уже неоднократно обсуждалось — и кто получает эти деньги, и как грызутся между собой окологосударственные структуры. То, что кто-то на этом неплохо обогащается за наш, и в конечном-то итоге — за ваш счет (не будем показывать на людей из ФАПСИ/ФСБ пальцем, в конце концов это неприлично, да и явных доказательств против таких контор нет и быть не может) — тоже понятно, поскольку справедливость — это эфимерная субстанция, которую искать бесполезно. Обычно ее никто и не ищет, а либо мирно принимает этот побор как данность, перенося его на клиентов, как мы, например, либо просто проводит несколько продаж/оказание услуг постоянным клиентам без пробития чеков — на сумму, компенсирующую эти затраты. Во втором случае довольны и люди, которые в конечном счете обогащаются с продаж этой ЭКЛЗ, и практикующие такой подход предприниматели. Не, государство, конечно в проигрыше, на одну больницу меньше построит, дорогу до какой-нибудь деревни не проложит, но никто из них — ни первых, ни вторых, о справедливости давно уже не думает. Года так с 91-го.
И если второй вариант раньше большинство людей как-то не рассматривало, то к сожалению, в последнее время наметилась тенденция к тому, что люди, занимающиеся доставкой и интернет-торговлей, и не готовые встать на этот путь, планомерно продолжают душиться.
А начиналось все — довольно пристойно, с письма от 01.02.12 № АС-4−2/1503 уважаемого Действительного государственный советника Российской Федерации 3 класса С.Н. Андрющенко. В котором он сообщал, что в общем-то, службы доставки при магазинах вполне могут использовать кассовые аппараты, которые используются для обслуживания обычных покупателей. Цитирую:
Таким образом, одним из требований, предъявляемых к организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт в случае продажи товаров (выполнения работ или оказании услуг), является выдача в момент оплаты отпечатанного контрольно-кассовой техникой кассового чека.
В этой связи ситуация, изложенная в обращении, когда покупателю выдается в момент оплаты кассовый чек, ранее отпечатанный диспетчером-кассиром, за заказанный по телефону товар, не нарушает требований Федерального закона № 54-ФЗ и не является основанием для привлечения к административной ответственности по части 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если кто не понимает разницы, то поясню: за один час со средним чеком, скажем, в 3000 рублей, на одном кассовом аппарате можно провести порядка 20 платежей. Это минимум. Как правило же, в зависимости от расторопности кассира, от того, какой товар продается, и как именно — по суммовому учету, или количественному — от двух до пяти раз больше. Но мы предположим самый неблагоприятный вариант. Итого минимум для рабочей восьмичасовой смены — 160 чеков, иными словами за смену кассовый аппарат обслуживает порядка 160 человек. При этом не важно — пришли ли эти покупатели в магазин сами, или к ним поехали с товаром и заранее пробитыми чеками курьеры (160 человек, в зависимости от расстояния и веса товаров смогут объехать от 10 до 30 курьеров).
Однако, уже 10 июля 2013 года, т.е. спустя полтора года после своего первого письма — уважаемого Действительного государственный советника Российской Федерации 3 класса С.Н. Андрющенко серьезно переклинило, и он написал второе письмо — N АС-4-2/12406@ от 10 июля 2013 г. О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ, текст которого ровно на 180 градусов опровергает свое же предыдущее письмо, цитирую:
Расхождение на выдаваемых чеках времени покупки с реальным временем является нарушением требований статей 2, 4 и 5 Федерального закона N 54-ФЗ, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.В этой связи организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие реализацию товаров дистанционным способом (в том числе через Интернет-магазины) обязаны применять контрольно-кассовую технику и выдавать покупателям отпечатанные такой контрольно-кассовой техникой кассовые чеки непосредственно в момент оплаты товаров. Выдача покупателям кассовых чеков, отпечатанных контрольно-кассовой техникой ранее чем за 5 минут до реального времени осуществления наличного денежного расчета и (или) расчета с использованием платежных карт, а равно копий кассовых чеков, отпечатанных контрольно-кассовой техникой, не допускается.
С проявлением шизофрении в письмах минфина и ФНС, когда один человек из одного ведомства говорит одно, а потом другой из того же самого ведомства — совсем другое, я уже сталкивался неоднократно (ниже еще будут примеры), но скажу честно — первый раз вижу, чтобы это случалось у одного и того же человека.
Если кто все еще вдруг не понимает разницы, то продолжаю пояснять. Посетить в среднем за один час больше двух человек, даже очень сильный курьер, тащащий на себе весь товар, и даже не возвращающийся на склад за новой порцией товара, даже если все клиенты живут на одном его маршруте — не может. С учетом того, что пока один клиент что-то проверит, пока второй что-то посмотрит, а третий опоздает — так вот, посетить более двух человек в час, до которых необходимо доехать, а не которые приезжают в магазин сами — не реально. В реальности — число посещенных в час клиентов в два-четыре раза меньше (т.е. от 0.5 до 1 клиента). Но предположим — самый хороший вариант. Это получается 16 клиентов за восьмичасовую смену.
Таким образом, у нас получается, что для того, чтобы обслужить те же самые 160 человек, до которых необходимо ехать, а не которые едут к нам, как и в предыдущем примере, нам необходимо иметь в штате 10 курьеров (умолчим, что они, гады, еще и в отпуск хотят, пропадают нежданно-негаданно, и ко всему еще и болеют — это к нашим расчетам отношения не имеет). НО. Из вышеозначенного письма следует, что вместо одного кассового аппарата, и стоящего в магазине, нам теперь необходимо иметь их десять, по одному на каждого курьера.
Ну и как это все выглядит, и что все это означает?
1. Пишем новое письмо, по новому трактующее уже объясненный закон
2. ?????
3. PROFIT!!! Доходы с эклз возрастают десятикратно!
Да, я предвижу возражения, что при 20% наценке на товар, 3000 рублях среднем чеке и 16 клиентов в день — это 500 клиентов в месяц, полтора миллиона рублей выручки и 250 тысяч рублей прибыли, из которых курьеру перепадет (с учетом того, что он работал ежедневно, а не 20 дней) порядка 50 тысяч, а из оставшихся двухсот только за один месяц — уж семь тысяч в год как-нибудь можно наскрести и оплатить. Да и на геморрой в случае отказа от части товара в заказе или всего заказа — проще не пробить чек, чем потом корректировать уже пробитый. На это только могу сказать, что если не смотреть на поведение сферического коня в вакууме с его фантастическими 16-заказами в день, то цифры станут совсем не такими веселыми (а типа 20-30 курьеров, каждый с кассовым аппаратом), что и показывают, закрываясь один за другим очередные стартапы (ну, если они, конечно, не надутые мыльные пузыри типа викимарта). Ну и давайте не будем забывать о том количестве дополнительных бумажек (одних только подписей в журнале кассира-операциониста требуется по пять штук на день) которые требуется хранить и оформлять на каждую кассу. И врожденную неспособность грамотно работать с этими недокалькуляторами кассовыми аппаратами такого неквалифицированного персонала, как курьер (хочу напомнить, что перебор с суммой в чеке наказывается также, как и недобитие его).
Но продолжим, и тут-то мы вплотную подойдем к теме, что у нас происходит при оплате кредитными и дебитовыми картами. Наш закон — он так и называется, Закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт«. Понять, на кой хрен необходимо пробитие кассового чека, когда у человека есть эта трата в выписке банка, и чек терминала (та бумажка, которую вы подписываете, если не вводите пин-код — один экземпляр которой остается у продавца, а второй — прикрепляется к кассовому чеку); и у компании — в такой же ее выписке, поскольку все операции все равно проходят через расчетный счет организации — так вот, понять на кой хрен при полной прозрачности платежей необходимо пробитие кассового чека при оплате кредиткой — не может никто. Уже долгие десять лет. Налоговая эти деньги видит при анализе движений денежных средств на счетах компании. Руководство видит. Все видят. Но нет. Все равно — вынь, да положь кассовый чек. И единственное логичное объяснение этому — опять же в необходимости пропихнуть ЭКЛЗ тем компаниям, которые не хотят принимать наличность, но хотят иметь возможность простой оплаты без необходимости клиенту идти в банк — просто через имеющийся терминал с имеющейся сейчас практически у всех кредитки. Плюс, конечно же — ограниченный ресурс эклз — чем больше пробитий, тем чаще менять надо. Это для тех, кто и наличку принимает. Кстати, письмо УМНС России по г. Москве от 8 января 2004 г. N 29-12/00538, еще раз обязывающее это делать всех продавцов опять-таки совершенно случайно совпало со временем введения ЭКЛЗ. Совпадение, понятное дело.
Так или иначе, но если в 2004 году платежные терминалы уже были достаточно распространены, то об оплате товаров через интернет наше государство имело слабое понятие. Поэтому и позволяло себе всякие вольности, вроде письма Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 9 июня 2009 г. N 03-01-15/6-293. А кто написал? Заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов РФ Р.А. Саакян.
Если лень идти читать — процитирую результативную часть:
Вместе с тем, если денежные расчеты с покупателями в оплату за полученную программу с сайта организации в сети Интернет осуществляются через кредитные учреждения (посредством безналичных расчетов) с последующим зачислением денежных средств на расчетный счет торговой организации по договору о расчетно-кассовом обслуживании между банком и организацией, то у торговой организации нет необходимости в применении контрольно-кассовой техники, так как выручка от продажи программ с официальных сайтов сети Интернет поступает не в кассу организации, а на ее расчетный счет в порядке безналичных поступлений денежных средств.
Казалось бы, ура-ура. Хотя и понять, чем отличается принятие денег на расчетный счет с использованием терминала, и с использованием такого же терминала, но расположенного в интернете — никто все равно не мог. В конце концов, все убедили сами себя, что если не мы проводим карточкой клиента, и даже не видим ее — то чек не бьем, как только увидели — пробиваем. Можно, конечно, было бы притянуть за уши то, что при ответе на вопрос о применении кредитных карт — в ответе он о них говорит исключительно уклончиво. Но и УФНС по г. Москве радостно подкрякивало ободренным коммерсантам в своем очередном письме от 24.04.2012 № 17-26/037701@ за подписью самого Заместителя руководителя Управления, cоветника государственной гражданской службы 1 класса В.А.НОСЕНКОВА:
Организации и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют курьерские услуги по предварительным заказам с доставкой товаров по указанному покупателем адресу (на дом, в офис, в торговые точки), при наличных денежных расчетах обязаны применять контрольно-кассовую технику, а именно: курьер доставляет товар, принимает наличные деньги и выдает покупателю кассовый чек.
Если денежные расчеты с покупателями в оплату полученных товаров с сайта организации (индивидуального предпринимателя) в сети Интернет осуществляются с использованием платежных карт через кредитные учреждения (посредством безналичных расчетов) с последующим зачислением денежных средств на расчетный счет торговой организации (индивидуального предпринимателя) по договору о расчетно-кассовом обслуживании между банком и организацией (индивидуальным предпринимателем), то у торговой организации (индивидуального предпринимателя) нет необходимости в применении контрольно-кассовой техники, так как выручка от продажи товаров с официальных сайтов Интернета поступает не в кассу организации (индивидуального предпринимателя), а на ее расчетный счет в порядке безналичных поступлений денежных средств.
И тем самым, как бы подтвердил — спите спокойно, граждане, ваши налоги и так учтены на расчетных счетах. Ну, в чем отличие от учета при оплате через терминал, он опять не уточнил, но этот вопрос уже явно стал назревать в кулуарах ведомства. И особенно его новое рассмотрение подогрело повсеместное распространение мобильных терминалов, вставляющихся в смартфон курьера, типа 2can, Life Pay — тысячи их.
Которые, вроде, с одной стороны — поддерживают оплату через интернет когда чек не требуется, а с другой стороны — пользователь непосредственно вводит карту, как в обычный терминал.
Тут-то налоговое ведомство и зашевелилось. Как же так — кто-то может принимать оплату не просто через сайт, а IRL — и без кассового аппарата (ау, ну купите наш ЭКЛЗ!)!
Бредни на счет того, что это произошло из-за того, что кто-то мог использовать помоечную фирму, на которую реально поступала оплата, а потом снималась через мастер-банк — я даже рассматривать не хочу, проверка компаний, на которые выводятся платежи — достаточно серьезна, и этот геморрой свеч совсем не стоит.
И как раз аккурат под новый год, 31 декабря, (что — корпоратив, что-ли, не задался?), в письме от 31 декабря 2013 г. N ЕД-4-2/23721 уважаемый Действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса Д.В.Егоров фактически поменял правила игры на противоположные. Опять таки цитирую:
При этом Федеральный закон N 54-ФЗ не содержит исключений, при которых расчеты с использованием платежных карт осуществляются без применения контрольно-кассовой техники или без выдачи бланков строгой отчетности в зависимости от формы осуществления таких расчетов, в частности, посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет.Таким образом, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации при осуществлении расчетов с использованием платежных карт в обязательном порядке применяется контрольно-кассовая техника.
Я считаю, это гениально. 10 лет считать прием карт через интернет без пробития чеков — абсолютно правильным явлением, и потом просто интерпретировать закон так, как захотелось/стало удобнее. Что ожидать следующим шагом? По-моему — очевидно. Следующие на очереди всякие Яндекс-Деньги, ВебМани и ПэйПалы. И ничего, что в федеральном законе о них ничего не сказано. Раньше тоже не требовалось заявлять в налоговую в течение пяти дней о начале сотрудничества с Я.Д — а только об открытии расчетного счета. Изменили же.
Так что дожидаемся очередного корпоратива, когда одна сотрудница не даст откажется разделить одиночество другого сотрудника, и последующего после этого обиженного, выстраданного письма об очередном запрещении.
Upd. А корпоратив-то, в этот раз посвященный 8 марта, когда девушки особенно красивы и привлекательны — похоже случился, судя по еще одному аналогичному письму от 31.03.2014 № 03-01-15/14052 — с аналогичными результатами.
В этот раз не повезло заместителю директора Департамента А.С.Кизимову.
Ну а кроме шуток (я о корпоративах, а не о прекрасных девушках в налоговой — тут-то как раз, сколько раз ни посещаю, всякий раз удивляюсь огромному количеству очень симпатичных, вежливых и приятных в общении сотрудниц) — закон в принципе, конечно, давно уже пора менять.
Я не говорю о том, что ЭКЛЗ — не нужна совсем. Нет, в определенных случаях (не енвд и т.п.) нужна, но стоимость ее должна быть адекватна, а не составлять две трети стоимости кассового аппарата, и срок использования — должен быть разумным, а не таким, что каждый год необходимо было посещать налоговую специально для этого с дикой кучей бумаг. А если невозможно это обеспечить — то не надо перевешивать эти траты и головную боль на бизнесменов.
Я не говорю о том, что обслуживание кассовых аппаратов не нужно. Нужно, но вовсе не так часто.
Я не говорю о том, что чеки совсем не надо выбивать. Надо. Но в случаях, когда есть иные способы проверки поступления доходов, в частности в случае с приемом кредтных карт любым из способов — не надо страдать паранойей и ловить блох. И нужны не какие-то полумеры, типа если видим человека — то выбиваем, а если не контактируем — то нет, по терминалам выбиваем, а в интернете — нет, а полный отказ от этого атавизма и реальное облегчение бюрократической бумажной нагрузки на бухгалтеров и кассиров.
А я, кстати, намедни тут с кредитки оплачивал детское питание в школьной столовой. И на мтс позавчера деньги закидывал.
Ау, МТС, и контора, которая кормит детей — где мои чеки???
Upd 2017. Накаркал. Теперь онлайн-кассы и присылаемые по почте чеки…