Как известно, до 2012 года проверку кассовой дисциплины осуществлял банк, в котором у организации открыт расчетный счет, а проверку полноты оприходования (неполного оприходования) в кассу предприятия наличных денежных средств, полученных в результате хозяйственной деятельности — налоговые инспекции. В октябре 2011 года Центробанк выпустил «Положение ЦБ РФ от 12 октября 2011 г. № 373-ПВ», зарегистрированное минюстом 24 ноября 2011 года.
Кое-какие положительные сдвиги с их последних распоряжений произошли, так, например, мы самостоятельно утвердили
себе лимит остатка кассы в 8!!! раз больше, чем раньше утверждал нам банк, хотевший нашу наличку аж каждый день (надо отметить, что не сдавали ему еще ни разу), и теперь никому нет дела до того, как оборудована наша касса, и почему она не представляет из себя дзот времен второй мировой войны, что раньше вполне успешно каралось по 15.1.
Но весь остальной маразм остался. И еще кой-какой новый прибавился. Я, как человек, который на дух не переносит подобную бюрократию, с огромной тоской и возмущением воспринимаю весь тот маразм, который придумывает ЦБ. Возмущением, просто граничащим с бешенством.
Ну вот скажите мне, умные люди из ЦБ, ну на кой черт вам сдался этот лимит остатка кассы, если я все равно в конце дня — сколько бы там ни осталось, выдаю себе под отчет весь излишек? Какой в нем сакральный смысл? Заставить меня писать один лишний РКО в день? Как я по-вашему буду сдавать выручку в 10 вечера в банк? Теряя процент на инкассации, а затем — процент на снятии. На кой хрен вы теперь меня заставляете вместо того, чтобы издать приказ, в котором раз и на год утвердить лиц и порядок выдачи денежных средств под отчет, каждый раз теперь писать служебную записку, и самому ее утверждать? Почему я не могу выдать денежные средства под отчет без полного отчета по предыдущему выданному авансу? Опять хотите от меня лишний приходник, на котором я нарисую прием X денег в кассу, а потом расходник, на котором будет нарисовано X+Y денег, выданных под отчет? Вам наших деревьев под бумагу не жалко, да? Какого дьявола наша бухгалтерия ведет 5 или 6 бумажек, в которых прописываются абсолютно идентичные данные по приходу наличности в кассу? В любом кассовом аппарате есть эта долбаная ЭКЛЗ, стоящая мне ежегодно по 7 с половиной штук рублей (с учетом того, что это не больше, чем 8 мб криптофлешка), в которой хранятся все необходимые данные — какого черта я еще должен хранить Z-отчеты, заполнять журнал кассира-операциониста, кассовую книгу, отчет кассира, справка-отчет км-6, плюс км-7??? Вам что, одного отчета кассира с пко и рко было бы мало?
Почему вы требуете от меня делать все это ежедневно, если моя компания работает 7 дней в неделю, почему я должен заставлять бухгалтерию работать в том же режиме? Какое вам дело, если деньги по кассе пробиты и поступили в ящик полностью, когда появится распечатанная бумажка, и вообще на кой ляд она нужна, если все есть в электронном виде? Ну сделайте мне флешку, я ее своей кровью окроплю, и буду подписывать вводимые данные в 1С электронно. Хотя почему я в тот же день должен это забить именно в 1С — тоже не понятно, если у меня например ведется отдельно участок по закупкам в экселе, и это получается гораздо удобнее.
Я согласен, что я должен платить все налоги. Я согласен, что я должен выбивать чек на любую продажу, и если я сам поймаю кассира на том, что он не выбил чек — то первый привлеку его к ответственности по полной. Я согласен, что налоговая должна это проверять, и пусть даже имеет право контрольные закупки делать. Но на кой черт устраивать весь этот бюрократический маразм с тысячью дублирующих друг друга бумажек, часть из которых является полной профанацией — понять не могу.
2012 году, 19 февраля минфин совместно с минюстом замутили новый приказ — Приказ Министерства финансов Российской Федерации (Минфин России) от 17 октября 2011 г. N 133н г. Москва «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей». Банки теперь ничего не проверяют, зато у налоговых есть куда разгуляться. Вот и к нам, как раз за 10 дней до сдачи декларации и КУДИР, позвонили и сказали — добрый день, ребята, мы к вам сегодня идем, ждите, через пару часов будем. Ну идете — и идите, будем ждать. А надо сказать — интернет-магазин — это вам не розничная торговая точка. Чек выбили в офисе — а деньги — они только к вечеру доедут. Пришли, посмотрели. Слава богу, мы вбиваем все операции в 1С (будь она не ладна) по мере их осуществления. Спрашивают — а почему кассовой книги у вас в наличии нет? Как нет — есть. Но хранится не здесь, а у бухгалтера, который работает через тимвьюер на удаленке, и приезжает два раза в неделю. Проверка охватывала весь предыдущий год, и все начало нынешнего. Отвезли через три дня им все затребованные документы, список из 12 или 15 что-ли наименований, может быть чуть позже выложу скан постановления о проверке.
Вот, собственно, скан:
Набралось 5 коробок документов, весом около 60! килограмм. Операций у нас ой как много… В результате, когда привезли, забрали только за первый и последний квартал проверяемого периода. Инспектор оказался понимающим человеком (хотя и мы приложили некоторые усилия к формированию необходимого мнения), и все закончилось выписыванием постановления об обнаружении операции выдачи средств под отчет без полного отчета за предыдущую выданную сумму, что попадает по их мнению под статью 15.1 (хотя по-моему, это, конечно, не нарушение кассовой дисциплины, а нарушение правил выдачи под отчет), но видимо ему надо было что-то найти для начальста, вот и нашел. Но поскольку нашел за первый квартал 2011, то двухмесячный срок давности уже давно прошел, и никому спорить по этому поводу уже было не интересно, все устным внушением и завершилось. Акт подписали, и разбежались.
Однако, поскольку все это было аккурат перед сдачей отчетности (2-НДФЛ, декларации, кудир, и т.п.), то конечно, цейтнот был жуткий. Дневали и ночевали на работе, чтобы все в лучшем виде обеспечить. А все спасибо ЦБ и Минфину.
У меня возникает устойчивое впечатление, что все это делается специально, чтобы а) усложнить жизнь предпринимателям б) дать возможность контролирующим органам хоть за что-нибудь зацепиться. Ну отмените вы вообще эту 15.1, контролируйте только то, действительно ли выбиваются ли чеки на каждую продажу — и тысячи людей вздохнут гораздо свободнее, и смогут более эффективно развивать бизнес, чем сидеть, и подписывать тысячи никому нафиг не сдавшихся бумаженций. Что касается себя — я лично поклялся соучредителю, что предприму все зависящие от меня действия, если мне несправедливо начислят штраф после прохождения всех судебных инстанций, к лишению государства двухкратной от суммы штрафа суммы дохода всем доступными для меня недоказуемыми/ненаказуемыми методами, которые я сейчас не применяю только потому, что хочу быть белым и пушистым, и веду честный бизнес. Хотя все коллеги вокруг смотрят, и говорят — ты чего, дурак, что-ли? Ну ведь так просто сделать так и так… Но нет, считаю все, перечисляю все. И слава богу, в этот раз обошлось, все остались довольны. И государство с моими налогами и перечислениями в фонды, и я не особо обижен его представителями. Справедливость — прежде всего.
Обычно проверка всегда заканчивается актом. Не бывает такого, чтобы после проверки нарушений было не найдено. Но и акт можно оспорить, как это сделали мы. Привлекли юриста и в итоге вместо ляма заплатили 300 т.р. И сейчас уже в случае проверки, обращаемся к этому юристу, он договаривается и помогает.