За свою жизнь я посетил нашу северную столицу уже не меньше пяти раз, а скорее — и больше: когда — с культурно-экскурсионными целями, иногда — навестить родственников и друзей, пару раз — на различных конференциях и симпозиумах. В основном путешествовал я на поезде, и лишь один раз — по дороге в Финляндию — заскочил к друзьям на машине. Ехали мы в тот раз совершенно стандартным путем, по Ленинградке Е95, позднее переименованной то ли в Е105, то ли в М10. Короче, через Тверь, Вышний Волочёк и Валдай:
Дорога та — мне запомнилась диким количеством фур, не меньшим количеством деревень (более ста тридцати, т.е. через каждые 5 км!) с ограничением скорости в 60 км/ч и гаишниками/камерами в них (отследить знаки населенных пунктов за высокими бортами фур — просто нереально), дикими пробками в крупных областных центрах и на выезде из Москвы (если еще и авария где — так вообще беда). В общем — эти смешные 700 км мы ехали около 12 часов, со средней скоростью в 58-60 км/ч.
А хорошая изначально идея трехполосного движения, (трасса каждые полтора-два километра то делает двухполосным попутный поток, то встречный), при бесконечном и днем, и ночью трафике, и особенно — при том самом диком количестве фур — превращается в игру со смертью. Успел за отведенный коротенький двухполосный участок обогнать тихоходный грузовик – молодец; не успел, особенно если их штук пять подряд друг за другом идет – получи встречную фуру «в лоб».
Поэтому, решив в очередной раз посетить Санкт-Петербург с детьми на машине, решил что поеду как угодно, но только не по Ленинградке.
А вариантов было, в общем-то немного. Через Ярославль и Вологду — круголяй в 1100 км:
да к тому же — еще и постоянные пробки на Ярославке, где в последнем путешествии в Переславль-Залесский мы потеряли чуть ли не 5 часов. Да, конечно — можно было бы срезать по Дмитровской трассе, затем уйти на Кашин-Калязин, оставив Рыбинку справа — но как-то большую часть дороги проделать вдали от федеральных трасс тоже не хотелось. В общем, вариант, но не очень.
Тем более, вариант через Ржев — Великие Луки — Псков — был аналогичен по длине, общая протяженность маршрута составила бы около 1000 км, и прошла бы целиком по трассам с хорошим покрытием:
Да вот только не давала покоя огромная петля, образующаяся из-за необходимости проезжать через Великие Луки и Псков. Конечно, бешеной собаке — сто верст не крюк, но по возможности, хотелось бы этот путь как-нибудь подсократить, примерно так:
К сожалению, оказалось, что в интернете практически нет информации о том, как лучше доехать до Питера на машине по Новой Риге, не заезжая в Псков. Поэтому дорогу «туда» — пришлось изобретать буквально на ходу, ориентируясь лишь на данные Яндекс.Карт.
Идея была такой: не доезжая около ста км до Великих Лук — свернуть на дорогу Торопец — Холм — Поддорье — Старая Русса, затем — на Шимск, и там уже выскакиваем на трассу Псков-Питер. Яндекс обещал всего 910 км:
но старательно выводил после Старой Руссы на Великий Новгород, и снова — вместо трассы Псков-Питер — на столь нелюбимую мною Ленинградку:
При этом говоря, что так мы сэкономим еще около 40 км, и общая протяженность маршрута составит около 870 км. Ну, в принципе на это пойти я более-менее мог, учитывая что участок Ленинградки был совсем небольшим, а дорога Торопец — Старая Русса — на картах Яндекса выглядел, как приличная трасса:
Немного смущало то, что на ней не было отметок скорости Яндекс-пробок — но я объяснил себе это тем, что вероятно, в силу малого количества населенных пунктов — там отсутствует сотовая связь, и передавать данные со смартфона — не через чего. Главное, думал я — что дорога отмечена, как нормальная.
Поэтому этот маршрут — я и выбрал. Да по началу — так и было: по Новой риге от Москвы до поворота на Торопец (370 км) мы домчали за три с половиной часа. Да и после поворота — конечно, не бог весть что — но вполне себе нормальный асфальт (фотки от Гугла, т.к. я был за рулем, и фотографировать времени не было):
Постепенно дорога становилась все хуже, тем не менее — позволяя держать вполне приличную скорость в 90-100 км/ч:
Однако, уже через 70 км, чуть-чуть за деревней Плоскошь, в районе деревень Зыково-Дружево-Заречье — асфальт абсолютно неожиданно кончился, и началась совершенно конкретная грунтовка:
В этот момент я, признаться честно — прифигел. Нет, в принципе — эта грунтовка была даже ничего, и позволяла бы держать вполне стабильные 80 км/ч:
Но вот беда: по всей ее длине — работают лесовозы, разбивающие ее до вполне конкретных ям, оттормозиться перед которыми можно лишь со скорости не превышающей 40 км/ч. И так мы ехали вплоть до Холма — т.е. 40 с лишним километров — практически час.
И вдруг — ЧУДО! В Холме началась отличная дорога, по качеству не отличающаяся от нормальной трассы, где 110 км/ч — далеко не предел. К сожалению, оказалось, что мы рано радовались — это была антистрессовая полоса, чтобы уж совсем паника не наступила у автомобилиста. Уже через 30 км, в районе Наволок/Поддорья, и почти до самой Старой Руссы начался такой пипец, что ни в сказке сказать, ни пером описать:
Как такое возможно — что в одном селении, и вокруг него, может быть отличная дорога, и рядом, буквально в 30 км, при том же климате, местоположении, доходах и погоде не быть практически никакой дороги вообще — мне представить просто сложно. Как потом оказалось — мне надо было искать в интернете не отзывы на путешествие между Санкт-Петербургом и Москвой, а отзывы именно на данный участок трассы, в официальной группе дороги в Торопец в ВК. И как там верно охарактеризовали этот участок:
нет там дороги, но местами, участками ползешь на первой передаче по обочине…
Реально — 5-10 км/ч, не больше. И так — около 60 км. На этом участке мы убили около 4 часов времени. Я никогда в жизни не видел настолько убитого места (хотя говорят, примерно то же на дороге Холм-Локня). Вот видео с регистратора, которое я потом нашел в ютюбе:
[youtube]https://www.youtube.com/watch?v=7WpIXyDyvcs[/youtube]
И это еще не самый худший участок на этом отрезке, и глубина ям — просто скрыта водой!
И лишь на подъезде к Старой Руссе начинается что-то снова похожее на дорогу. Как я ошибся, не изучив этот участок раньше в интернете подробнее, и не посмотрев на карту Гугла, где она и обозначена — не как дорога, а как какой-то просёлок!
Понятно, что въехав в Старую Руссу, мы были настолько сильно морально и физически измотаны, что ни о каких еще срезаниях маршрута с выездом на трассу Псков-Питер — речи уже не шло. Мы ушли на Великий Новгород, объехав его за пол-часа по объездной дороге, выскочили на Ленинградку, и спустя еще два с половиной часа — были уже в Питере.
Итого дорога составила обещанные 870 километров, но время, потребовавшееся на ее преодоление получилось практически равным тому, что мы затратили, отправившись по Ленинградке несколько лет назад — все те же 12 часов. И все — из-за этого чёртова участка в 220 км между пунктами Торопец-Старая Русса (исключая окрестности Холма), отнявшего у нас кучу сил и шесть часов времени на то, что должно было занять максимум пару часов — по моим рассчетам. Вся экономия в виде четырех часов времени — псу под хвост, а усилий — не на много меньше, чем на Ленинградке.
Поэтому даже речи не шло, чтобы ехать обратно по той же дороге, и путь обратно я стал детально изучать уже в Питере, основываясь на данных из вышеупомянутой группы ВК.
В принципе — смысл был в том же самом: начать с трассы Питер-Псков, но не доезжая до Пскова 70 км, уйти с нее налево, в сторону Москвы, в небольшой деревушке Лудони, на город Порхов:
Причем, не смотря на то, что дорога на этом участке на Яндексе была обозначена еще хуже, чем долбаная в прямом смысле трасса между Торопцом и Старой Руссой:
Ну, а потом, из Порхова пойти на Бежаницы, Локня, и выскочить на Новорижскую трассу уже в Великих Луках:
Путь составлял 920 км — всего на 50 км больше, чем дорога туда (участок от Старой Руссы до Псковской трассы просто смещался вниз, становясь участком от Торопца до Великих Лук, на всякий случай, еще раз приведу схему пути туда через Торопец и Старую Руссу, чтобы не искать ее выше по тексту):
но на 80 км меньше, чем если бы мы ехали через Псков.
Ну, и скажу немного про качество и впечатления от этого пути.
Дорога Питер-Псков до поворота в Лудонях — вопросов вообще не вызывает: отличная трасса европейского уровня, по которой просто прятно ехать: и окружающий пейзаж, и сама дорога — просто восторг. 210 км — за пару с половиной часов.
Участок от Лудони до Порхова — в общем, тоже — вполне ничего: менее 50 минут езды, в особенности после Боровичей — так вообще абсолютно новая, абсолютно пустая трасса (правда еще без разметки). А вот Порхов-Великие Луки — по состоянию дороги — вполне неплохая, но все портит огромное количество деревень, коих я насчитал более 60 штук на 200 км пути — через каждые два-три км! И при этом ограничение скорости в них — не наши обычные 60 (читай — 80) км/ч, а всего лишь 40! Причем — в большинстве из них! Почему — одному богу ведомо. Поэтому средняя скорость на этом участке не превышала 80 км/ч: половина — по деревням около 50-60, половина — между ними, 100-110 км/ч. В общем, 200 км от Порхова до выезда на Новую Ригу в Великих Луках мы ехали опять около трех с половиной часов вместо двух ожидаемых. Да, еще стоит отметить, что в этих деревнях стояли предупреждения о камерах, но самих камер — видно не было.
Ну и опять же — последний участок от Великих Лук до Москвы в 450 км по Новорижской трассе — мы проехали за четыре с половиной часа.
Итого на обратную дорогу мы потратили 11 с половиной часов, двигаясь со средней скоростью немногим больше 80 км/ч. По времени — немного выиграли как по сравнению с маршрутом туда, так и по сравнению с трассой Москва-Питер, по расстоянию — немного проиграли, но вот по усталости — выиграли очень сильно и много. А учитывая, что на пути мы не встретили вообще ни одного гаишника, и ни одной пробки…
Предполагаю, что если бы мы поехали по трассе Псков — Остров — Опочка — Пустошка — Великие Луки, то количество деревень уменьшилось бы не сильно, а расстояние увеличилось бы на 80 км, таким образом выигрыша во времени — опять бы не случилось.
И таким образом, пожалуй, можно признать, что выбранный нами маршрут, которым мы прошли в обратном порядке, т.е. Москва — Великие Луки — Локня — Бежаницы — Порхов — Боровичи — Лудони — Санкт-Петербург — является самым оптимальным по соотношению затраченных усилий и времени к пройденному расстоянию.
Резюме
К сожалению, сэкономить время по дороге Москва-Санкт-Петербург оказалось невозможно. В любом случае эта дорога занимает не менее 11 часов (ну, если не нарушать скоростной режим, естественно, превышая его не более, чем на «разрешенные» 20 км/ч). Тем не менее, отказавшись от трассы М10 — можно немало выиграть в затраченных усилиях на прохождение этого пути.
В своем списке дорог, по которым я бы поехал в Санкт-Петербург и обратно, в Москву на машине в следующий раз, я бы расположил их в следующем порядке:
- Конечно, трасса Москва — Великие Луки — Локня — Порхов — Боровичи — Лудони — Санкт-Петербург. На всем протяжении трасса очень хорошая, позволяет держать приличную скорость, радует отсутствием пробок, трафика и фур, и лишь немного напрягает ограничением скорости и большим количеством деревень на участке Великие Луки — Порхов. Общая протяженность маршрута — 920 км, средняя скорость — 80 км/ч, наше время в пути — 11.5 часов
- Трасса Москва — Великие Луки — Пустошка — Опочка — Остров — Псков — Лудони — Санкт-Петербург. Да, участок между Великими Лукам/Пустошкой и Лудонью я срезал, но если он такой же, как и остальная Новорижская Трасса, или трасса Питер-Псков — то проходится он легко и непринужденно, и лишь на 80 км превышает предыдущий вариант. Таким образом, протяженность маршрута — 1000 км, предположительная средняя скорость — 83 км/ч, предположительное время в пути — 12 часов.
- Трасса М10 Москва — Тверь — Вышний Волочёк — Великий Новгород — Тосно — Санкт-Петербург. Ну, про нее и говорить нечего — куча фур, куча деревень, куча пробок и ДПС. Зато всего немногим больше 700 км. Правда, и средняя скорость — всего 62 км/ч, и время в пути — те же 12 часов и куча гемороя. В общем, пойдет, только если очень хочется сэкономить на бензине — за счет расстояния, и небольшой скорости.
- Трасса, которую я не могу порекомендовать ни при каком случае. Москва — Торопец — Холм — Поддорье — Старая Русса — Великий Новгород — Тосно — Санкт-Петербург. Дорога Торопец-Холм — грунтовка, где вы будете соревноваться в ралли с лесовозами (с мобильной связью там тоже напряг, и в случае чего — дозвониться тоже будет не просто), а дорога в районе Поддорье-Старая Русса — просто по факту на 2017 год отсутствует, ибо остатки разбомбленного в 1942 году чего-то там — дорогой язык назвать не поворачивается. 870 км, и около 12 с половиной часов на их преодоление.
Примерно так. Надеюсь, этой небольшой заметкой я помог вам узнать об особенностях той или иной трассы Москва-Санкт-Петербург, поскольку в интернете в основном обсуждается обычная «Ленинградка» М10, а о том, как проехать туда по Новорижскому шоссе М9, и насколько хорош этот путь — информации днем с огнем не сыщешь. Хотя всё вышеописанное — разумеется, ИМХО. Как говорится — на вкус и цвет все фломастеры разные, кто попа любит, кто попадью, а кто и попову дочку. Может, кому больше любо короткая дорога, пусть и с трафиком, а кто-то жить не может, чтобы не залезть в какие-нибудь дебри.
Ну а я в следующей своей заметке — опишу свои впечатления о тех квартирах/хостелах, которые мы снимали через booking.com в Питере во время своего пребывания.
Респект автору. Молодец